Село Чусовое — история, достопримечательности, сплав

Расстояние от камня Собачьи Ребра
78 кмСовременные данные из карты-лоции «Река Чусовая»
77 кмСоветские измерения для Всесоюзного маршрута № 58

Село Чусовое находится в 78 километрах ниже турбазы «Чусовая» в селе Слобода. Оно расположено на территории Шалинского района Свердловской области. Поскольку название села почти идентично названию города в Пермском крае, то порой случаются нелепые случаи, когда путники ошибочно покупают билеты на автобус и приезжают вместо города в это село. В такой ситуации им, конечно, не позавидуешь…

Село стоит на обоих берегах реки Чусовой, соединено лишь подвесным мостом. Основная часть села — на левом берегу Чусовой.

Основная часть села также поделена на две части рекой Шайтанкой (левым притоком Чусовой), на которой создан красивый, довольно большой пруд. Длина реки Шайтанка около 30 километров.

Первыми появившимися здесь жителями стали пришедшие сюда от гонений в Центральной России старообрядцы. На реке Шайтанка действовало два крупных старообрядческих скита.

Первое документальное упоминание населенного пункта в этом месте относится к 1709 году в связи с набегом на него башкир.

Чтобы узнать, что говорят о происхождении села местные жители, заглянем в книгу «Предания и легенды Урала» (Свердловск, 1991).

«Здесь в древние годы пустыня была, леса были. Здесь, я помню, два дома стояли, так говорили, что для них лес на месте был нарублен. Фамилии-то у жителей разные, смотря по тому, кто откуда приехал. Из Вятки много — Лапины, Ждановы. Последние приехали Бардины и Фроловы, они были проиграны нашему заводчику в карты.

Народ здесь пришлый. Кто от армии убегал, кого за веру гоняли.

Наша фамилия, Петелины, из Москвы, за веру были изгнаны. Никон книжки менял, исправлял, а они не согласились с его книгами и бежали сюда. Назвали их старообрядцами, как они старых обрядов держались» (записано от Л. И. Петелина).

«Первые-то жители Фроловы были, на пристани жили, они высланы были из Камышлова или еще откуда-то. Все здесь высланные. Заводы начали строиться, заводчики начали перебрасывать людей, сначала Яковлев, а потом Стенбок-Фермор. Придет в голову начальству загреза и перебросит за 30 верст. Рабочих нужно по специальности, вот и перебросит (записано от А. В. Бондаревой, 1885 г. р.).

В прошлом в пойме реки Шайтанка и по ее притокам было много железных рудников. Руду здесь стали добывать с 1715 года. Рудники на речках Пашинский Лог и Родинский Лог разрабатывались вплоть до 1910 года. Также здесь вполне успешно работали золотые и платиновые прииски.

В 1727 (по другим данным в 1721) году в устье реки Шайтанка был образован пруд, была построена пильная мельница. В 1729 году Акинфием Демидовым был пущен Шайтанский железоделательный завод, на котором получали крицу. После смерти в 1745 году Акинфия в результате судебных тяжб завод перешел к его сыну Прокофию. В 1769 году тот продал завод Савве Яковлеву.

Яковлев и его наследники (в том числе графиня Н. А. Стенбок-Фермор) владели заводом вплоть до его закрытия в 1909 (по другим данным — в 1911) году.

Как и на всяком производстве, иногда здесь случались трагедии. Заглянем в книгу „Предания и легенды Урала“:

„Была тут крична фабрика. До 1905 года работала, а как война началась японская — прикрыли. Хозяином был граф Стенбок-Фермор. Мы его и не видывали. Такой случай был в кричной. Был тут подмастерье Виктор Яковлевич Дударев, в кричном цехе робил. Как крицу мастер сварил, вынимать надо было, а Дударев подвинуть хотел, да и схватил мокрый лом большой, ткнул под кричонок. А мокрым опасно: никогда не надо. Тут взрыв на весь корпус. Кричонок перевернуло, аж подпрыгнул. По всему цеху брызги до потолка — всех охлестало. А он у самого горна — на него весь удар. Ему в глаза-то и брызнуло. Он даже пошатнулся и упал. Я как раз робил в ту смену. По всей кричне брызги, даже ко мне в карман прилетело — карман задымился. Поднялось до крыши, до воздуха, даже видели люди, как из крыши вылетело. В больницу его привезли, можно было спасти глаза-то. Он ими видел сперва, но зуд поднялся, жар, или врач неладный? Он чесал глаза, у него зрачки и выпали — одни ямки остались. Так свет и потерял“ (записано в с. Чусовом от Е. М. Плюснина, 1882 г. р.).

Во многих чусовских деревнях жили силачи, о которых слагали легенды. Были такие и здесь.

„Был у нас на Шайтанском заводе кричный мастер Пономарев Яков Потапович. Он мне дядей приходился. Он грузил иногда в Левшино сезонно на барки. Небольшой он был, но очень коренастый. Когда грузили, то он и носил по восемнадцать пудов на горбе…

Вместе с дядей Яшей работал я на Сагре, строили на Пермь железную дорогу, вырубку делали. Он возьмет осину тостущую за комель, поднимет ее и говорит: "Ну-ка, подложь полено-то“…

Силенка была все-таки у него. Ну, и робил он ломовую работу. Росту он был среднего, а ноги большие. В заводе в лаптях работали, а так-то в сапогах ходил, сапоги ему всегда на заказ шили. Руки были большие, варежки были большущие. Платок носовой положит на руку, так руку не закроет. У него сестра такая же была — ручищи во какие! На базаре он вачеги покупал, они три рубля стоят. Поспорил с торговцем на четверть водки, что наденет вачеги — и лопнут они. Надел Яков вачеги, стал кулак сжимать, они и лопнули. Взял он деньги на четверть водки и ушел. Заспорят, разогнет ли он подкову. Он возьмет и разогнет. От своего маху не мог стоять. Если ударит, да промахнется, так сам летит. Он невыворотный был. Попадет если в руки, то не вывернется. Походка тяжелая была, как медведь дорогу в снегу протянет. Песенник был по всей Шайтанке. Пел с братом Денисом Потаповичем» (записано в с. Чусовом от А. И. Попова, 1890 г. р.).

«Яков Потапович в плечах широкий был и в груде объемный. Кричных мастеров вообще подбирали, чтобы крепкие были. В перерыв сядут отдыхать. Ему в шутку гири к ногам по два пуда привяжут, чтоб он не заметил. А с другой стороны позовут:

- Эй, Яков, иди сюда.

Он бежит и не чувствует гири. А они только звенят, пол-то чугунный в кричной был…

Лошадь не может вытащить воз, так он лошадь выпрягает, сам в оглобли — и вытаскивает. Вытащит на твердый грунт и поедет. Ему это ничего не значило» (записано в с. Чусовом от В. А. Авдеева, 1888 г. р.).

Впрочем, в некоторых рассказах сторожилы называли его немного иначе — Яковом Степановичем Кругловым: «Яков Степанович Круглов двадцать четыре пуда на себе таскал. Он в солдатскую службу ходил, при дворце в Петербурге служил. Весной на караване плавал… Стройный, красивый был» (записано в с. Чусовом от В. С. Попова, 1883 г. р.).

В устье реки Шайтанка действовала пристань, с которой весной отправлялись барки с железом. Здесь была одна из двух на реке Чусовой гаваней для барок (другая — в селе Усть-Утка). Сейчас гавань заросла, но все еще можно разглядеть ее очертания. Она находится между плотиной и рекой Чусовой. Также при желании можно найти остатки старинного канала, облицованного камнем, для выхода барок.

Пруд бывшего Шайтанского завода участвовал в подъеме воды реки Чусовой, когда по реке осуществлялся весенний сплав барок с заводской продукцией. Правда, эффект был не велик. Открытие плотины Шайтанского пруда поднимало уровень реки Чусовой на 0,17 метра (для сравнения Ревдинский пруд давал вал в 2–2,5 метра).

В 1911 (или 1909?) году завод был закрыт из-за истощения железных рудников.

Год спустя — в 1912 году — Шайтанку посетила плывшая вверх по Чусовой экспедиция известного фотографа С. М. Прокудина-Горского, который сделал несколько снимков села, еще застав руины завода. Сейчас от заводских цехов не осталось ни малейшего следа. На их месте пустырь.

В Гражданскую войну близ села проходили ожесточенные бои между красными и белыми войсками.

В советские годы в селе Шайтанка был колхоз «Новая жизнь», работала гидроэлектростанция, лесопилка, мельница, смоло-скипидарное предприятие.

В 1934 году село Шайтанка переименовали в село Чусовое, которым оно остается и сейчас.

В 1958 году в селе был создан краеведческий музей. В коллекции музея было более трех сотен картин уральских художников и различные старинные предметы. В 1990-е годы колхоз находился на грани разорения, денег на содержание музея не нашлось. В итоге здание музея тогда перешло в частные руки, часть экспонатов оказалась утрачена. И все же колхоз выстоял, а музей вновь открылся.

На Ильинской горе села стоит приятная беседка. От нее — великолепный вид на село и Старошайтанский пруд.

В селе есть недавно отреставрированный клуб — достаточно красивое деревянное здание, стоящее под сенью высокого тополя. У здания можно увидеть старую каменную кладку.

В селе Чусовое на холме сохранились два старинных дома интересной архитектуры.

Один из них — дом караванного. Это главная историческая достопримечательность села. Дому предположительно уже около двух веков (точная дата постройки не известна). Многое он повидал на своем веку. Самый известный обитатель дома — караванный Евстигней Иванович Голдобин, более сорока лет водивший барки по Чусовой от Старо-Шайтанской пристани. Знаменитый караванный умер в 1914 году, похоронен на местном кладбище. Мраморный плита на его могиле дошла до наших дней.

После революции 1917 года что только не размещалось в доме: ревком, школа, сельсовет и т. д. В 1958 году по инициативе сельской учительницы Марии Мезениной и художника Бориса Семенова в здании открылся музей и картинная галерея. И располагаться бы здесь музею, но, увы, в 1990-е годы дом караванного перешел в собственность частным лицам.

К сожалению, дом постепенно ветшает. Утрачен балкон, от которого осталась одна лишь дверь на втором этаже.

Художники питают особую любовь к селу Чусовому. В селе и его окрестностях написаны сотни картин. Каждое лето здесь проходят пленэры живописцев.

Ежегодно летом у камня Шайтан в селе Чусовое проходит фестиваль сплава «Чусовая — река родная». За несколько лет здесь выросла уже целая аллея памятников, которую называют Аллея славы Чусовой.

Самый интересный — памятник сэру Родерику Мэрчинсону, открывшему пермский период.

Очень любопытен камень, вошедший в основу памятника. На нем можно разглядеть разрез ядра моллюска и дендриты марганца, внешне напоминающие отпечатки листиков папоротников.

Также здесь стоят памятники главному смотрителю казенных караванов уральских заводов в середине XIX века Николаю Ивановичу Севастьяновы,

памятник знаменитым «Караванным» горнозаводского сплава реки Чусовой,

караванному начальнику Старо-Шайтанской пристани во второй половине XIX века Евстигнею Ивановичу Голдобину (о нем написано выше),

а также памятник Ермаку…

Около Аллеи славы Чусовой у камня Шайтан через реку перекинут навесной мост к правобережной части села. Благодаря ширине моста по нему даже осмеливаются ездить на мотоциклах и легковых автомобилях.

С Северного автовокзала Екатеринбурга до села Чусовое дважды в день ходят пассажирские автобусы. Расписание автобусов Екатеринбург — село Чусовое и Чусовое — Екатеринбург появится на нашем сайте позже.

В селе Чусовом можно закончить сплав (если плывете от Коуровки или Староуткинска) или, напротив, его только начать.