Весенний сплав барок по Чусовой
Первой публикацией о весеннем сплаве барок являются «Заметки во время плавания по реке Чусовой» Якова Авраамиевича Рогова, напечатанные в «Журнале Министерства внутренних дел» (Санкт-Петербург, март, 1852).
Вторым описал путешествие весной на коломенках по бурной Чусовой Федор Михайлович Решетников в этнографическом очерке «Подлиповцы», опубликованном впервые в журнале «Современник», 1864, № 3-5.
Д. Н. Мамин-Сибиряк упоминает о сплаве барок по Чусовой в десяти литературных произведениях. Сам Дмитрий Наркисович сплавлялся по Чусовой на барках осенью, когда учился в Пермской духовной семинарии. Путь из дома до Перми по реке был значительно дешевле, чем поездка на лошадях. По крайней мере, дважды Дима совершал такие путешествия, что понятно из его писем к родителям от 17 сентября 1869 г. и от 22 августа 1870 г.
1. Прессованный роман «Не задалось» («Сын отечества», 1876, № 26) | Весна. Крушение барки у камня Горчак |
2. Рассказ «Русалки» («Кругозор» 1876, №№ 28,29) | Осень |
3. Роман «Семья Бахарева» (1877–1878) | Весна |
4. План романа «Каменный пояс» (1879) | Весна |
5. Очерк «На Чусовой» (газета «Неделя», 1881 № 19) | Весна |
6. Очерк «Легкая рука». Написан в 1874–1875 гг. Впервые опубликован в газете «Современные известия» (1882, №№ 149, 150). На рукописи есть помета автора, что это первая редакция «Бойцов». | Осень |
7. Очерк «Чусовая» из цикла «От Урала до Москвы» (1882). Знакомство с двумя сплавщиками из Межевой Утки и рассказы их о сплаве по Чусовой. | Речь идет о весеннем и осеннем сплавах. |
8. Очерк «В камнях» («Дело», 1883, № 3) | Осень |
9. Очерк «На реке Чусовой» (журнал «Семья и школа», 1883) | Весна |
10. Очерк «Бойцы» (1883) | Весна |
Ответы на многие вопросы об истории весенних сплавов по Чусовой можно получить из переписки служащих Уткинской казенной пристани и Билимбаевской конторы.
От смотрителя Уткинской казенной пристани в Билимбаевскую заводскую контору поступило письмо от 19 января 1855 года с перечнем вопросов. Ответы использовались при организации работ по улучшению судоходства на Чусовой. В дальнейшем был введен налог на заводские конторы, который исчислялся в зависимости от стоимости сплавляемых грузов. Эти деньги использовались на устройства заплывней у скал, расчистку мелей, взрывались опасные уступы скал и подводные камни, были отлиты и установлены на стоянках чугунные столбы для причаливания барок на ночлег, и другие мероприятия.
Ответы на вопросы смотрителя Уткинской пристани представляют исторический интерес.
Билимбаевская пристань была в верховье третья после Ревдинской и Шайтанской (владелец Ярцов), и суда, отправлявшиеся от пристани, проходили почти все судоходное расстояние со всеми опасными местами по Чусовой. Каждый читатель может посчитать процент гибели барок из Билимбаевского каравана.
Привожу все одиннадцать вопросов и ответов.
1. С какого времени началось по реке Чусовой судоходство?
Начало судоходства по реке Чусовой можно полагать со времени пожалования реки Чусовой господам Строгановым, именно с 1558 года, — потому что с этого времени началось заселение реки Чусовой, чрез 20 лет после пожалования. Строгановы имели уже на Чусовой две слободы с острогами — Чусовскую и Сылвинскую и содержали стражу из наемных людей для охранения Великой Перми от набегов сибирских народов, а при этом для перевозки людей и припасов должны были иметь суда, потому что не было тогда другого пути, кроме водяного. Чрез 20 же лет потом они призвали к себе на службу волжских казаков и в 1581 году отправили из Чусовских Городков по реке Чусовой под предводительством храброго Ермака с пиками, ружьями, свинцом, порохом, съестными припасами и перевозными судами для завоевания Сибирского царства, как сказано в Высочайшей грамоте Строгановым 1673 года и Сибирской летописи Спасского издан. 1821 год.
По завоевании Сибирского царства первые поселения государственных крестьян в здешнем крае располагались так же у реки Чусовой, на примере деревни Романова, Сулемская, Волегова, Мартьянова, Родина, Курья, Трека, Нижняя, Уткинская слобода, Гробово Поле (что после была Гробовская крепость, а ныне село Гробовское) и проч. Эти первые заселения свидетельствуют, что путь сообщения с Сибирью продолжался постоянно по реке Чусовой до устройства сухопутных сообщений чрез горные заводы на Урале.
2. Сколько, где и когда возведены пристани от вершины до впадения реки Чусовой в Каму, на каких из них строятся барки, лодки и другие суда; каких они размеров; какие тяжести и по сколько грузится на каждое судно в полную воду?
Билимбаевской конторе известно, что на реке Чусовой существуют пристани уральских заводов, но где именно, когда возведены, какие при них строятся суда и какая тяжесть грузится, об этом могут объяснить только местные заводские начальства.
Собственно же Билимбаевская заводская пристань существует на четвертой версте от завода при деревне Макаровой, в виде бечевника (береговая полоса с тропой, по которой двигались люди и лошади, — ВТ), без особенных устройств производится постройка судов по обоим берегам реки Чусовой — между деревнями Макаровой и Битимкой; а нагрузка — по спишке (спихиванию — В. Т.) судов на воду — производится с правого берега реки Чусовой. Суда строятся следующих размеров: а) коломенки или барки, длиною 17 сажен 1 аршин, шириною 3 сажени 2 аршина, вышиною 10 четвертей, принимают грузу 9 000 пудов; б) полуколоменки или полубарки, длиною от 8 до 16 сажен, шириною от 2 сажен 2 аршин до 3 сажен, вышиною от 51/2 до 9 четвертей, принимают грузу от 2 000 до 7 000 пудов. Преимущественно же строятся средней величины около 12 сажен длины и 3 сажен ширины, принимающие грузу до 5 000 пудов. В судах этих отправляется выплавляемый при Билимбаевском заводе чугун к камским ее же Сиятельства графини Строгановой заводам.
3. Всегда ли, как прежде, так и ныне, отправляется кладь в барках известных размеров или в прежнее время грузилась она на плоты или лодки?
Каких размеров строились суда в прежнее время неизвестно, потому что все старые дела Билимбаевского завода во время Пугачевского бунта в 1773 году растеряны и сожжены. Известно только, что с 1795 по 1836 годы суда отправлялись отсюда с грузом по 8 000 пудов, имея осадку 1 аршин 3, 4 и 5 вершков, а нынешних размеров суда, принимающие грузу до 9 000 пудов, с осадкою на 1 аршин 41/2 вершка, строятся с 1836 года.
4. Какие реки впадают в Чусовую, и на каких из них устроены заводские пруды или плотины, способствующие сплаву каравана?
В реку Чусовую по течению ее в Билимбаевской даче впадают речки с правой стороны: 1. Билимбаиха, на коей имеются два пруда действия заводов: Билимбаевкого чугуноплавильного и Верхне-Билимбаевского железоделательного, о двух огнях, но по маловодию речки Билимбаихи выпуск с прудной воды всегда сопряжен, бывает с уменьшением заводского действия, а потому только в крайнем случае для по удержанию прибылой от выпуска из Ревдинского пруда воды делается здесь по требованию начальства выпуск воды, который, впрочем, способен сам по себе, возвысить горизонт воды в реке Чусовой не более как на 4 вершка на расстоянии не свыше 10 верст по течению оной; 2. Черная.
С левой стороны: 1. Четаевская Шайтанка; 2. Петрушиха; 3. Макаровка; 4. Битимка, на коей имеется небольшой пруд для действия пильной, из которого по крайнему маловодию речки Битимки выпуск воды для каравана не бывает.
Какие же речки впадают в Чусовую ниже и выше Билимбаевской дачи об этом точные сведения могут сообщить прочие местные заводские конторы.
5. Из какого расстояния производится рубка леса на постройку барок, и какое нынешнее его состояние и благонадежность?
Рубка крупного леса для постройки коломенок производится от пристани в расстоянии 10 и 35 верст только поделочный лес, как-то: стойки, решетинник, ухваты; стяги и шесты получаются в 5 и 10 верстном расстоянии. Строевого коломенного леса в Билимбаевской даче недостаточно.
6. Сколько и каких размеров отдельно строится судов на каждый год в сложности?
Коломенок (барок) строится каждый год около 45 и две или три полуколоменки средних размеров.
7. Какие суда могут проходить по Чусовой до Камы, Волги или далее, с какою металлической тяжестью и сколько оной всего количества, — по соображению за какой-либо год?
С Билимбаевской пристани могут быть отправляемы при полноводии суда или коломенки только вышеозначенных размеров и как сказано при грузке в 9 000 пудов с осадкою в воде до 5-ти четвертей, но не большей величины. Кладь может быть различная, но отсюда отправляется чугун. Если суда эти должны следовать по Каме и Волге, то они получают более прочное укрепление, и отправляются с грузом от 12 000 до 15 000 пудов. Всего отправляется с Билимбаевской пристани по реке Чусовой тяжести около 400 000 пудов.
8. При каких опасных местах (с наименованием) р. Чусовой на всем ее протяжении случались несчастные происшествия, и какие именно, — в течение известного времени, также с какими более барками, т. е. при какой их конструкции?
Во время плаву по реке Чусовой билимбаевского каравана случались в оном следующие происшествия. Разбивались коломенки.
В 1796 году ниже деревни Харенки, при набеге на таш (подводный камень).
В 1800 г. ниже деревни Волеговой в 1/2 версте о камень Волегов.
В 1801 г. у камня Копчика.
В 1805 г. две коломенки о камень Мултык и о камень Красный у деревни Харенки.
В1825 г. две же: выше Кыновского завода в 3-х верстах о камень Печку.
В 1828 г. две коломенки: о камни ниже устья речки Сибирки и ниже Уткинского господ Демидовых завода.
В 1830 г. две: выше Шайтанского господ Яковлевых завода в 1-й версте и ниже деревни Усть-Серебрянской в 1-й версте.
В 1836 г. две: о камень Гребенку и ниже устья Межевой Утки.
В 1838 г. о камень Разбойник.
В 1842 г. две: о камень Разбойник и о камень Мултык (ниже Кыновского завода в 11/2 верстах).
В 1844 г. о камень Корову ниже Разбойника.
В 1852 г. две: о камень Столбы и о камень Дужной.
В 1853 г. две: о камень Зайчик от неправильного отвала купеческих судов с Крылосовской пристани, о таш или подводный камень ниже Илимской пристани в Журавлином горне.
В 1831 г. полуколоменка с грузом 4 000 пудов ниже села Камасина.
Обмелевшие.
В 1836 г. одна коломенка на Дарьинском переборе около Уткинского господ Демидовых завода.
В 1840 г. полубарок около деревни Харенки.
В 1842 г. пять полубарков выше Дарьинского перебора около Уткинского господ Демидовых завода.
В 1845 г. полубарок ниже деревни Харенки у камня Дыроватого, на острову.
В 1848 г. одна коломенка у деревни Мартьяновой, одна у деревни Пермяковой и одна у деревни Родиной.
В 1850 г. одна у деревни Крылосовой и одна выше Межевой Утки.
В 1852 г. три коломенки: а) выше деревни Крылосовой, б) на Осиновом острове и в) при деревне Мысовск.
В 1852 г. полубарок в 5 000 пудов грузом при деревне Ослянке. Раздавленные льдом.
В 1821 году коломенку выше села Камасинского прямо у устья Лысьвы от прижатия льдом к другой коломенке.
В 1828 г. у Камского устья в 4-х верстах одна коломенка разбита
льдом.
Несчастные происшествия с людьми.
В 1836 году около Илимской казенной пристани сшибло поносной 7 человек, а из коих двое утонули.
В 1844 г. при проплытии камня Бражки сшибло кормовою поносною двух человек, из коих один утонул.
В 1851 г. при хватке одного судна выше Межевой Утки в 3-х верстах сшибло с одной кормовою поносной одного человека, который и потонул; другой человек — лопнувшею снастью был сброшен с берега в воду, и хотя вскоре был вынут из воды, но без священнического напутствия умер от увечия, случившегося ему при падении в воду.
9. Какая ценность обходится барке, прислужной лодке и другим судам?
Так как суда строятся из лесов собственной дачи, то без платежа попенных денег, ценность обходится коломенок в 150 рублей, полуколоменок от 60 до 120 рублей, прислужным лодкам — 2 руб., завезенной — 5 руб., косной — 3 руб. 50 коп. серебром.
10. Какой порядок бывает при найме людей для сплава каравана до известных пунктов, и на каких кондициях?
Для сплава каравана с Билимбаевской пристани высылаются крестьяне Пермского Ее Сиятельства имения, с платою на харчевое содержание: лоцману — 10 руб., ученику — 3 руб. 50 коп., водоливу — 4 руб. и рабочим по 2 руб. 85 коп. серебром. И сверх того местные земские избы зачисляют за работу по 5 руб. 50 коп. серебром каждому работнику.
11. На какое именно судно и по сколько полагается судорабочих, сплавщиков и учеников?
На каждую коломенку назначается 35 человек рабочих, 1 сплавщик, 1 ученик и 1 водолив. На полуколоменку (барку) от 12 до 16 человек рабочих, 1 сплавщик и 1 водолив".
В этом же деле (ГАСО Ф. 9. Оп. 1. Д. 29. Л. 3-4 об.) имеются сведения еще за два года об отправке караванов с Билимбаевской пристани графини Наталии Павловны Строгановой.
"В 1862 году апреля 21-го числа с Билимбаевской пристани отправлено с грузом 46 коломенок и без груза один карбазок, всего — 47 судов.
На каждой коломенке было рабочих до Сулемской пристани по 35 человек, а оттуда до устья Чусовой находилось по 32 человека. Кроме того, для управления ходом судна были на каждой коломенке лоцман с учеником или два половинщика и водолив.
В 46 коломенках погружено чугуна и припасов на Билимбаевской пристани в каждую коломенку по 9 000 пудов, а по доследовании судов до Сулемской пристани, на оной прибавлено грузу в коломенки по 1 000 пудов в каждую. Всего же в 46 коломенках отправлено чугуна, припасов и разной клади 460 649 пудов.
Караван плыл по реке Чусовой до устья оной, а потом половина каравана взводилась вверх по реке Каме до пристани Добрянского завода, другая половина следовала по Каме до пристани Очерского завода, существующей ниже Оханска при Табарской деревне.
Во время следования каравана по реке Чусовой разбилась одна коломенка на хватке для ночлега при деревне Харенки.
Потонуло 5 человек; из них двое у камня Мосина сдернуты кормовою поносною, задевшею о камень, а трое по проплытии камня Омутного ударившеюся о таш поносною также сброшены в воду. За тем никаких повреждений судов у камней не было. Поднятие чугуна с разбившейся коломенки, из-под воды на берег, перестройка судна, новая погрузка и сплав чугуна до устья Чусовой с заложением особого полубарка будет стоить до 600 рублей.
Платы в 1862 году производились:
до устья Чусовой | до Табарской пристани | |
лоцману | 29 р. | 32 р. 50 к. |
половинщику | 21 р. 75 к. | 24 р. 37 к. |
ученику | 14 р. 50 к. | 16 р. 25 к. |
рабочему | 11р. | 12 р. 50 к. |
В 1861 году апреля 25-го числа с Билимбаевской пристани отправлено 46 коломенок, один полубарок и один карбазок, всего — 48 судов.
Число рабочих на каждом судне было то же, что и в 1862 году.
Грузу отправлено 466 560 пудов.
Доставка груза назначена к тем же пристаням.
Во время следования каравана по реке Чусовой разбилось пять коломенок и один карбазок. Первая коломенка около деревни Крылосовой наплыла на остров, а следовавшее сверху другое судно ударило носом в эту обмелевшую коломенку и сделало пролом на боковой стене. Вторая — на стоянке при Сулемской пристани, от убыли воды в реке Чусовой, села на таш, при снятии с коего сделался пролом на днище. Тут же поврежден и карбазок. Третья — при хватке выше деревни Кирпичной, вблизи Кыновского завода наплыла на таш, коим повредило днище. Четвертая — ниже деревни Нижней Ослянки разбилась о камень. Пятая — при проплытии камня Гладкого была надвинута на оный плывшим казенным судном и повредилась в кормовой части, а когда начала хвататься для исправления, наплыла носом на таши у берега, с повреждением днища.
Одна коломенка, отурившись около камня Дыроватого, наплыла на остров и обмелела.
Выгрузка чугуна, исправление коломенок, погрузка вновь и сплав чугуна к пристаням Добрянского и Очерского заводов стоила 2 500 рублей.
Сверх того заложена одна новая коломенка и один полубарок, для облегчения исправленных коломенок, по случаю убыли воды в реке Чусовой эти два судна стоят 470 рублей.
Платы в 1861 году производились: лоцману — 10 р., половинщику — 6 р. 75 к., ученику — 3 р. 50 к., рабочему: до Табарской — 2 р. 85 к., до устья Чусовой — 2 р. 85 к., до Чусовских Городков — 1 р. 85 к. Водоливу, принимающему на свою ответственность груз, снасти и другие принадлежности к судну и находящемуся до окончания выгрузки чугуна на пристанях, — 4 рубля«.
Автор: Владимир Трусов
Источник: «Уральская старина», № 8, 2006.