Орнаментированные наконечники стрел эпохи мезолита с пещерного святилища на камне Дыроватом (р. Чусовая)

Река Чусовая — единственная на Урале река, которая начинается на восточном склоне, пересекает Уральский хребет и впадает в Каму уже на западном склоне. Среднее течение изобилует скалами, поскольку именно на этом участке р. Чусовая прорывается через горные хребты Большого Урала. На этом отрезке р. Чусовой зафиксировано около 50 пещер. Самая примечательная пещера находится на Камне Дыроватом, расположенном на левом берегу реки в 17 км к западу от с. Усть-Утка (Пригородный район Свердловской области). Скала Камня высотой 50–80 м протянулась на целый километр. Заканчивается она отвесным монолитом высотой до 60 м. Именно на нем на высоте 20 м расположена пещера. В туристических путеводителях она известна под названием «Пещера скалолазов», так как без специального снаряжения подняться в нее практически невозможно. Вход пещеры размером 8 × 5 м экспонирован на юго-восток.

В 1776 г. о святилище в пещере Камня Дыроватого упоминал путешественник И. Г. Георги (1776). Первые археологические раскопки здесь в 1932, 1933 и 1937 гг. провел ленинградский археолог Н. А. Прокошев (1935). В результате этих работ была вскрыта практически вся площадь пещеры — около 160 кв.м. Коллекция находок хранится в Государственном Эрмитаже (С.-Петербург). Она содержит около 7 тыс. наконечников стрел, изготовленных из кости, бронзы (меди) и железа.

В 1982, 1983, 1988, 1991–1993 и 1997–2000 гг. исследования пещерного святилища проводил автор предлагаемой статьи. В итоге получена коллекция, включающая свыше 18,7 тысяч находок (Сериков, 1996, 2000, 2001): 392 железных, 932 бронзовых, 5415 костяных, 8274 каменных наконечников стрел, 3589 микропластинок-вкладышей, 81 геометрический микролит, 20 галек и 59 предметов культа (подвески, пронизки, бусины и пр.). С учетом коллекции, хранящейся в Эрмитаже (из раскопок Н. А. Прокошева), раскопки на Камне Дыроватом дали свыше 25,5 тысяч находок (наконечников стрел из них 21,7 тыс.экз.) (Калинина, Ленц, Сериков, 1998).

Мезолитический комплекс содержит около 3800 костяных и 70 каменных наконечников стрел, 3589 пластинок-вкладышей и 81 геометрический микролит. На 481 костяном наконечнике присутствует орнамент в виде геометрических узоров.

«Геометрическим» называют орнамент, состоящий из абстрактных геометрических форм. Вопрос о возникновении геометрического орнамента до сих пор не решен. Существуют две основные гипотезы его происхождения. По мнению одних исследователей, он возник как результат сознательного использования технологических особенностей некоторых производственных процессов, например, плетения сосуда из бересты или лозы. Согласно второй гипотезе — это процесс постепенного упрощения и схематизации мотивов, которые первоначально имели изобразительный характер.

Орнамент является организующим началом. Он выявляет тектонику и конструкцию предметов. Кроме того, он несет в себе и определенную смысловую нагрузку. Таким образом, орнамент не только украшает предмет или выделяет отдельные его части, он наносится с определенной целью. И цель эта зависит от традиций и представлений об окружающем мире того народа, к культуре которого относится орнамент.

Расшифровка семантики орнамента — дело невероятно сложное. Считается, что орнамент имеет свой символический изобразительный язык. Геометрический орнамент мы встречаем на изделиях из кости, камня, дерева, глины. Для древнего человека геометрический орнамент служил своеобразным языком, с помощью которого он выражал свои понятия о мире. Общепринято считать, что прямая горизонтальная линия, например, означала земля, волнистая линия — воду, крестом изображали огонь или солнце, ромб, квадрат или круг символизировали небесный огонь — солнце. Комбинации этих простейших элементов составляли сложные знаки, расшифровать которые еще труднее.

Следует отметить, что в коллекции Камня Дыроватого орнамент чаще всего наносился на вкладышевые наконечники стрел. Из около 300 биконических наконечников орнаментированы только 2. Верхний конус одного из них декорирован короткими прямыми линиями, идущими параллельно продольной оси наконечника. На втором орнамент в виде коротких насечек присутствует как на верхнем конусе, так и под ним, на костяном стержне. Из числа игловидных наконечников, а их в коллекции около 650 экз., орнаментировано только 2 (рис. 2 −3; 3 — 13). Присутствует орнамент и на оригинальном наконечнике игловидной формы трапециевидного сечения (рис. 5 – 1). В остальных случаях орнаментированы разные типы вкладышевых наконечников. Из общего числа наконечников (около 1600 экз.) почти каждый третий (30%) на своей поверхности имеет геометрический орнамент. Следует добавить, что практически во всех случаях в орнамент втерта светло-красная охра.

Была предпринята попытка классификации орнамента на костяных мезолитических наконечниках стрел. Первоначально выявлялись простые элементы (мотивы) орнамента. Их оказалось немного: точки, насечки-нарезки, прямые линии, волнистые линии, зигзаги. Точки встречены только на одном обломке наконечника (рис. 5 – 7). Они высверлены каменным сверлом и расположены посередине наконечника на равном расстоянии друг от друга.

Насечки-нарезки, обычно очень короткие, располагаются всегда поперек наконечника. Именно насечками орнаментированы наконечники с овальным и трапециевидным сечением (рис. 5 – 1, 11, 12). Причем на самом длинном игловидном наконечнике (длина сохранившейся части 25,5 см) насечки расположены вдоль продольной оси и сочетаются с точками: 2 пояса насечек и 2 пояса точек. Они часто образуют группы по 3, 4, 5 насечек. Например, на игловидном наконечнике нанесены 2 ряда из 3 групп по 3 насечки в каждой (рис. 5 — 13). На наконечнике с трапециевидным сечением число насечек в группах составляет 4, 5, 6 (рис. 5 – 1). Иногда очень тонкие нарезки покрывают шип вкладышевого наконечника (рис. 3 – 5; 5 — 21, 23).

Наконечники, на которых нанесены прямые полосы, расположенные почти всегда по всей длине пера, составляют самую многочисленную группу (рис. 1 – 3, 9; 4 – 2, 7). Иногда они прерываются, причем две параллельные линии прерываются одновременно. Иногда одна прямая линия идет непрерывно, а параллельная ей прерывается в одном или нескольких местах.

Волнистые линии практически всегда проведены по центру наконечника (рис. 1 – 3; 3 – 2, 7; 4 – 1, 9, 15, 17; 5 – 3, 10, 14, 16, 17, 20). Часто это — сочетание двух волнистых линий, иногда они идут параллельно друг другу или переплетаются между собой. Волнистая линия вместе с прямой среди типов простого орнамента, пожалуй,— самый представительный мотив (элемент).

Зигзаг на наконечнике представлен разными типами. На боковых поверхностях изделий обычен частый зигзагообразный орнамент (рис. 2 – 1; 3 – 6). Такой же зигзаг встречается и на плоскостях наконечников (рис. 5 – 9). Реже присутствует широкий или растянутый зигзаг, обычно идущий по всей длине изделий (рис. 1 — 10).

Более сложным видом орнамента является простое сочетание элементов: комбинация из прямой и волнистой линии; прямой линии и зигзага; волнистой линии и зигзага; сочетания двух зигзагообразных линий, образующих ромбы и кресты; насечки и прямой линии; насечки и волнистой линии; насечки и зигзага; зигзага и точки; волнистых линий с ответвлениями. Иногда на одной плоскости наконечника присутствует одно сочетание элементов, а на другой — другое.

Различные композиции образуют сочетания прямой и волнистой линии. Кроме обычного сочетания — параллельно расположенные прямая и волнистая линия (рис. 4 — 11; 5 − 6) — есть и более сложные комбинации. На одном наконечнике, например, зафиксирована следующая композиция: прямая линия делит наконечник на две части, справа от нее — раздваивающаяся волнистая линия, а слева — утраивающаяся (рис. 1 – 7). На наконечнике с шипом волнистая линия расположена сначала посередине наконечника параллельно прямой линии, а затем отворачивает от нее и переходит на шип (рис. 4 – 5).

В сочетаниях прямой линии с зигзагом последний, обычно, занимает центральную часть орнаментальной композиции. В одних случаях он нанесен по центру наконечника, а по обе стороны от него расположена прямая линия (рис. 3 – 8, 4 – 4). В других случаях зигзаг занимает центр композиции, а от него в обе стороны расходятся прямые линии (рис. 3 — 10, 12). Интересно сочетание с прямой линией коротких зигзагов. Они идут не как обычно — вдоль продольной оси, а поперек нее и напоминают изображение плывущих уточек (рис. 3 – 6).

Сочетание зигзага с волнистой линией зафиксировано только в двух случаях (рис. 3 — 10). Интересен наконечник, по центру которого идут две волнистые линии, а по краю нанесен частый мелкий зигзаг.

Так же редки и сочетания зигзагов. В одном случае зигзаги образуют ряд ромбов (рис. 1 — 11), в другом — крестов (рис. 3 – 8; 5 — 22), в третьем — два зигзага нанесены параллельно друг другу (рис. 5 — 25).

Большой интерес представляет сочетание насечек и прямой, волнистой и зигзагообразной линий. Комбинации насечки с волной и зигзагом немногочисленны (рис. 3 – 9). В одном случае две насечки в сочетании с двумя волнистыми линиями образуют «стрелку» (рис. 5 — 15). Особо стоит отметить волнистую линию, выполненную мелкими и тонкими насечками (рис. 1 – 4). Интересен орнамент, состоящий из двух волнистых линий, которые заканчиваются короткими прямыми отрезками: на одной линии из 3, на другой — 4 (рис. 1 – 5). Очень интересны сочетания насечек с прямой линией (рис. 5 – 5, 8, 24, 27). В одном случае такое сочетание фиксируется на вкладышевом наконечнике с боковым пером. С одной стороны на перо нанесены три параллельных прямых линии, а между ними заключены три группы насечек по 3, 5 и 5 шт. На другой стороне пера между двумя параллельными линиями нанесено 20 насечек (рис. 1 – 2). Еще на одном вкладышевом наконечнике три группы насечек по 3 шт., в каждой заключены между двумя короткими прямыми линиями. Но находятся они не на пере наконечника, а на костяном стержне под боковым пером (рис. 4 – 3). Наибольший интерес представляет наконечник с так называемым «календарным» орнаментом. По обеим плоскостям наконечника проходят по две параллельные линии, поперек которых нанесены группы насечек. Наконечник фрагментирован, поэтому первоначальное количество групп неизвестно. На одной линии зафиксировано пять групп насечек, из них четыре — полные. Они содержат 7, 7, 7 и 9 насечек. На второй линии находится четыре группы насечек. Полные из них только две, в одной группе — 13, а в другой — 15 насечек. С противоположной стороны наконечника на одной линии — три группы насечек. Две полные содержат 8 и 10 насечек. На второй линии находится четыре группы насечек. В трех полных группах 9, 10 и 10 насечек (рис. 3 −11).

Сочетание зигзага с насечкой встречаются нечасто (рис. 1 – 8; 5 −13, 18, 19), они представляют собой зигзагообразную линию, на вершине каждого угла которой располагаются насечки, которые часто идут парами. Иногда они располагаются не только на вершине угла, но и на каком-либо отрезке зигзага. Гораздо реже встречается сочетание зигзага с точкой. В этом случае на вершине угла нанесена не насечка, а точка (рис. 1 — 10).

Особо стоит отметить сочетание волнистой линии (часто двух) с боковым ответвлением такой же волны, но более короткой (рис. 2 – 7; 3 – 3; 5 – 4).

Наиболее сложным видом орнамента являются композиции, составленные из трех и более элементов. Наконечники с подобным орнаментом трудно объединить в группы, все они требуют индивидуального описания. Композиции на одном из таких наконечников состоит из двух параллельных линий, обрамленных крестами, между которыми находится ряд из восьми точек (рис. 2 – 4). Интересны композиции из прямых, волнистых линий и насечек (рис. 2 – 6, 7). Не менее любопытными являются композиции из прямых, волнистых линий в сочетании с зигзагом и насечками (рис. 1 – 5; 4 — 10). Обращает на себя внимание орнамент, состоящий из сочетания прямых линий, зигзагов, насечек, заштрихованных треугольников, ромбов, лесенок, крестов и т. п. (рис. 1 – 1; 4 – 5, 8, 10, 12–14, 16; 5 — 13, 26).

Отдельного упоминания заслуживает орнамент на почти целом вкладышевом наконечнике. Его боковая грань украшена тремя группами, состоящими из мелкого и частого зигзага. На плоскости нанесена прямая линия в сочетании с зигзагом. На вершине каждого угла зигзага присутствуют парные насечки (рис. 3 – 1). На другой плоскости наконечника орнамент выглядит более сложным. Он состоит из зигзага, прямой линии, длинных насечек и круга (единичный случай в комплексе Камня Дождевого). При первом взгляде на орнамент в нем можно увидеть изображение человека: в композиции выделяются голова, шея, руки, туловище и ноги. Но ног почему-то четыре, от туловища они отходят вниз и в сторону. Если вспомнить о топографии святилища, то эту композицию можно прочитать и по-другому (для этого наконечник нужно положить горизонтально). Зигзаг — это скала; круг — это пещера на скале; прямая линия с насечками изображает летящую в пещеру стрелу; насечки спереди обозначают острие, а насечки сзади — оперение стрелы (рис. 3 – 1). Таким образом, перед нами классическая мифологема, в которой отображен обряд стрельбы из лука в пещеру.

Даже первичное знакомство с орнаментами на мезолитических наконечниках Камня Дыроватого позволяет говорить об их многообразии и сложности. Совершенно ясно, что орнамент на наконечниках стрел — это не только и даже не столько их украшение, сколько зашифрованные мифологемы. Расшифровать их при настоящем уровне наших знаний пока не удается, но работу в этом направлении проводить необходимо. Уже сейчас видно, что значительную роль в этих мифологемах играли числа 3, 4, 5, 7. Именно они наиболее часто повторяются в орнаментальных композициях. Это лишний раз подтверждает, что они являются зашифрованными мифологемами, за которыми скрыты представления древних людей об окружающем мире. Если наконечники стрел вместе с другими находками (костями животных, подвесками, бусами и т. п.) можно считать дарами, подношениями духам, обитавшими в пещере, то орнаменты на наконечниках можно рассматривать в качестве своеобразных посланий, прошений, направленных этим духам.

Еще раз следует подчеркнуть, что почти всегда в орнамент на наконечниках втерта красная охра, что подтверждает их культовое назначение. Охрой натерты и некоторые мезолитические наконечники без орнамента. Возможно, она олицетворяла огонь, так как ни одного мезолитического наконечника стрелы со следами воздействия огня пока не найдено.

 

Ю. Б. Сериков,

Нижнетагильский государственный педагогический институт,
г. Нижний Тагил

 

Литература:

Георги И. Г. 1776. Описание всех в Российском Государстве обитающих народов. Ч. 1. С-Пб.

Калинина И. В., Ленц Г. А., Сериков Ю. Б. 1998. Дыроватый камень // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург

Прокошев Н. А. 1935. Район реки Чусовой // Известия ГАИМК. Вып. 109

Сериков Ю. Б. 1996. Камень Дыроватый — уникальное пещерное святилище на реке Чусовой (первые результаты исследований) // СА, № 4

Сериков Ю. Б. 2000. Палеолит и мезолит Среднего Зауралья. Н. Тагил

Сериков Ю. Б. 2001. Культовые комплексы р. Чусовой // Археология и этнография Среднего Приуралья. Вып. 1. Березняки