Сплав по верховьям Чусовой (Косой брод — Курганово)

Этим маршрутом по Чусовой я соблазнился, прочитав книгу В. Головко и В. Оконечникова «По рекам Урала». Предлагался он, правда, для самостоятельной проработки. В книге говорилось, что протяженность этого участка 28 км и его можно пройти даже на деревянных лодках.

Наше путешествие чуть не оборвалось, еще не начавшись. Поезд Свердловск — Верхний Уфалей состоял всего из семи вагонов. На станцию Керамик, где мы его ждали, он пришел изрядно забитым, и проводницы не открывали двери. Люди проникали в вагоны сквозь выбитые стекла, залазили на крыши. Веселую проводницу я увидел только в конце пути — с нас двоих она взяла за проезд десятку.

В Косом броде вы должны спуститься от станции к поселку, выйти на асфальтовую дорогу и по ней повернуть налево. Дорога выведет вас к мосту через Чусовую. Плавсредства лучше собирать на левом берегу. Река в районе Косого брода широкая, плывешь без проблем. Поэтому здесь в свое время и построили крепость — чтобы не пускать местных жителей на противоположный берег. Такие же крепости были построены и ниже по течению — Красная гора, Раскуиха, Курган.

Где — то через полтора часа вы услышите автомобильный гул и на левом берегу реки, в отдалении покажутся многоэтажки. Это Зеленый бор — новый микрорайон поселка Северский. Речку пересекает небольшой автомобильный мост. За мостом будьте осторожны. Минут через двадцать вам придется совершить первый обнос — упавшее дерево полностью перегородило реку. Потом было еще несколько таких деревьев, но благодаря высокой воде мы прошли над ними.

Самое опасное место на всем маршруте было где — то через полтора часа после Зеленого бора. Как только вы увидите справа залив, забитый огромными упавшими деревьями — тут же причаливайте. Ниже по течению — капитальный завал, который можно пройти по правому берегу, но с обязательной разведкой. Обнос затруднен из — за зарослей по левому берегу, зарослей и залива по правому. Дальше никаких серьезных препятствий не будет.

Вы можете спокойно вздохнуть только после того, как на левом берегу увидите пионерлагерь. От него до Курганово, при непрерывной гребле, два часа. Вскоре после лагеря вас ждет еще один, последний, обнос — через очень низкий, старый деревянный мост.

В деревне Раскуиха двойной праздник — 1-е Мая и сети поставили. Пока мы плыли через нее, несколько человек нас предупредили, что река перегорожена сетями. А вот наш праздник закончился. Немного ниже деревни начинается водохранилище. Течение исчезло, сплошные мели.

В Курганово мы доплыли только в девять вечера. Пока собирались, пока шли до остановки. В деревне даже улицы праздничные. Вначале мы шли по улице 1-го Мая, потом 8-го Марта, с нее на улицу Ленина. А на остановке нам сообщили, что последний рейсовый автобус ушел в 20.40 и мы можем рассчитывать только на рабочий. В одиннадцатом часу вечера рабочих на автобусах из Свердловска везут в Полевской, а в двенадцатом автобусы возвращаются. Вот на таком автобусе мы и добрались.

Вывод: На праздники маршрут рекомендуется как двухдневный для владельцев байдарок. Его можно пройти и на резиновых лодках, но с канойными веслами. Катамаранам на этом маршруте делать нечего — замучаетесь обносить. Течение сильное, но не настолько, чтобы перевернуть вас при малейшей ошибке. Из — за обилия «расчесок» сплавляться желательно в касках. Река очень извилистая, длинные прямые участки начинаются только после пионерлагеря. Ходовое время составило 7 часов. Создалось такое впечатление, что километраж авторами книги определен неправильно. Километров 35 здесь есть.

Борис Майданик
Источник: http://www.po-miry.ru/POHOD/TURIZM_STATJA/VODA/chusovaj.htm