Тайна Скачковской горки

На юго-западной окраине старинного уральского села Слободы, которому недавно исполнилось 350 лет, среди большого безлесного пространства выделяется холм, покрытый густыми зарослями молодого соснового леса, посаженного в 1981—82 годах. Когда и почему этот холм назван Скачковской горкой, не могли сказать даже самые старые жители края. Легенда гласит, что до прихода русичей среди бескрайнего моря глухой тайги выделялся холм-голец (чистый от зарослей), на котором ставились башкирские юрты. Подобные холмы возле населенных пунктов на Среднем Урале не редкость. К примеру, Могильница в поселке Билимбай. Этот холм тоже выделялся своей голой вершиной среди моря тайги.

В конце XIX века на холме был посажен сосновый лес — к сожалению, без археологических исследований. И только легенды повествуют о том, что на вершине гольца горели ритуальные костры местного башкирского племени. Могильницей или Могильницкой горой холм стали называть жители, поселившиеся у его подножия. Поводом для этого послужили нередкие случаи, когда после сильных дождей в их огородах обнаруживались разные кости, смытые водными потоками с горы.

Что касается Скачковской горки, то в легендах о мансийских и башкирских ритуалах на холме ничего не упоминается; костей тоже не находили. А то, что вымывало, попадало в бурный поток реки Утки, которая плотно охватывала подошву холма с трех сторон. И всё-таки что-то здесь было.

До прихода в наши края башкир аборигенами края были манси (вогулы) — племена угро-финской языковой группы. Они вели полукочевой образ жизни, промышляли охотой и рыбной ловлей, поклонялись духам, обожествляли солнце, луну, ветер и многих животных. Их языческие обряды сопровождались жертвенными кострами. Голец, окруженный с трех сторон рекой, не мог не привлечь их внимания — как удобное место для проведения ритуальных обрядов. И, возможно, на вершине холма когда-то стояли языческие идолы.

Башкиры — кочевники-скотоводы, тоже были язычниками, но веру аборигенов-манси не признавали и их святилища уничтожали или относили к местам обитания нечистой силы и называли «шайтанами». Для башкир голец был удобным местом для юрта. К тому же речка Утка была водным путем из Башкирии на Большую Сибирскую дорогу — Чусовую. Следует отметить, что манси называли реку Вуть-ка, означавшее «путь-река» или «водный путь»; а у башкир слово «утка» переводится как место, богатое кормом для скота.

И действительно, пойма Утки изобиловала заливными лугами с богатым травостоем и была удобна для выпаса скота.

Пришедшие сюда в начале XVII века русичи стали называть реку Дикая Утка, позднее Верхняя Утка. В начале XVII века Сибирь официально была Московской вотчиной.

Но бассейн Чусовой, выше Межевой Утки, оказался не заселенным русскими. Здесь по-прежнему обитали манси и башкиры. Для полного присоединения края царь Михаил Федорович направляет в Сибирь, на свободное поселение добровольцев — 500 мужчин и 150 женщин.

В 1635 г. пришла вторая партия — из 900 казаков, для освоения земель и защиты интересов русских поселенцев.

Русские основывали здесь свои небольшие (в несколько дворов) деревни — в местах, близких к путям сообщения. Голец на речке Утке, при впадении её в Чусовую, был одним из таких мест. Вероятно, с 1635 года здесь был установлен таможенный пост. Остается неизвестной величина и название поселения на гольце. Можно предполагать, что оно было небольшим, в пределах десятка домов.

В 1651 г. из Верхотурья прибыли строители. Уткинскую слободу-таможню построили на высокой скале — перемычке большой излучины реки Чусовой. Сейчас там, где был острог, стоит православный храм Георгия Победоносца. А холм оставался голым и пустым до 1980-х годов, храня тайну прошлых веков. Он служил местом отдыха и развлечений для сельчан.

В зимние праздники с него катались на санях. Когда и почему природному памятнику дали название Скачковская горка, остается неизвестным.

Рудольф КАШИН 
«Уральский следопыт» № 8, 2006 г.