Река большого будущего
Горная красавица Урала — Чусовая славится неповторимой красотой берегов, живописной природой своего бассейна. Замечательна история этой реки, которая была звеном водного пути, соединявшего Урал с Центральной Россией.
В течение двух столетий Чусовая служила транспортным путем Урала, она перенесла на своих сильных плечах сотни тысяч пудов железа и меди. В. И. Ленин, анализируя развитие капиталистических отношений на Урале, указывал, что «до самого последнего времени доставка продуктов из Урала в Москву происходила, главным образом, посредством примитивного сплава по рекам раз в год. Ежегодно до 500 барж-коломенок с грузом свыше семи миллионов пудов чугуна,, железа и меди отправлялись с верхних пристаней в Пермь. Пятьсот километров опасного и трудного пути по горной реке весенний караван проходил за пять-шесть дней. Сотни отвесных скал — 'Олений», «Высокий», «Разбойник», подводные камни, перекаты, или «таши», где скорость течения достигает тридцати километров в час, подстерегали суда. Требовалось большое умение и выдержка, чтобы преодолеть препятствия. Не каждому лоцману это удавалось. Десятки барж разбивались, гибли сотни людей, тонули ценные грузы. Сплав на Чусовой — одна из самых трагических страниц в истории горнозаводского Урала. Тысячи сплавщиков и бурлаков, гонимых нуждой, приходили сюда в надежде заработать.Развитие хозяйства требовало улучшения судоходных условий на реке, создания трансуральского (Камско-Иртышского) водного пути, который мог бы обеспечить транспортные связи Урала и Сибири с центральными районами России. Впервые вопрос о соединении рек Чусовой и Исети был поставлен еще академиком П. Палласом. В 1850 году нижне-тагильский крепостной, талантливый гидротехник Клементий Ушков разработал проект реконструкции реки. На Чусовой, как свидетельствуют недавно обнаруженные архивные материалы, был построен вольным мастером Утемовым почти одновременно с первым пароходом в России первый на Урале пароход «Опыт». Замечательный умелец Утемов доказал возможность судоходства на быстрой горной реке.
С развитием капиталистических отношений улучшение условий сплава на Чусовой и создание трансуральского водного пути для перевозки кузнецкого угля и других грузов из Сибири в Центральную Россию становились все более настоятельной потребностью. В 1914–1916 годах экспедиция инженера Фридмана разработала проект соединения Камы с Иртышом. Для создания глубоководного пути от Перми до Тобольска протяженностью свыше полутора тысяч километров предусматривалось выполнение огромных земляных работ, строительство 97 плотин, 117 шлюзов и двух водохранилищ. Это должно было обеспечить трехметровые глубины на всем протяжении водного пути. Но оригинальному и смелому по замыслу проекту Камско-Иртышского соединения, которое по объему работ и сложности сооружения должно было во много раз превзойти величайшие гидротехнические системы мира — Панамский и Суэцкий каналы,— в условиях дореволюционной России не было суждено осуществиться. Неравномерное и противоречивое развитие капиталистического общества, бешеная конкуренция со стороны владельцев железнодорожного транспорта привели к тому, что создание водного пути даже не было начато. Только установленные экспедицией на скалах у поселка Староуткинск, ниже деревни Трека и в других местах репера и марки, материалы изысканий, не потерявшие ценности и в настоящее время, да рассказы местных жителей о работе экспедиции напоминают о проекте реконструкции Чусовой. За всю историю дореволюционного использования реки условия судоходства и сплава на ней из года в год ухудшались, она теряла транспортное значение, а ее многообразные возможности не использовались.
Один из многочисленных бойцов на Чусовой — камень Олений
Советская власть открыла новые перспективы использования уральской реки. Уже ленинский план ГОЭЛРО указывал на необходимость освоения водных ресурсов Чусовой. И это сказание претворилось в жизнь. Ныне Причусовье — край высоко развитой промышленности и сельского хозяйства, с крупными городами и поселками. Чусовая и ее притоки используются для различных хозяйственных целей: лесосплава, речного транспорта, водоснабжения и т. д. Роль реки в экономике нашей области очень велика и еще более возрастет с осуществлением семилетнего плана и развитием хозяйства Урала в будущем. Начинаясь в наиболее низкой части Уральского водораздельного хребта, из озера Сурны, Чусовая впадает в Каму на 802 километре своего пути у промышленного и транспортного центра Западного Урала города Перми, всего в нескольких километрах выше створа плотины Камской гидроэлектростанции. Границы бассейна реки проходят по водоразделам Исети, Пышмы, Туры, Ляли и других рек Обь-Иртышского бассейна. Причем верховья Чусовой так близко подходят к истоку Исети, что создается весьма благоприятная возможность их соединения. Уровни реки характеризуются большой неустойчивостью и довольно резкими колебаниями, которые вызваны весенними и осенними паводками и работой многочисленных плотин в верховьях реки и на ее притоках.
На своем пути от истока до устья Чусовая проходит через огромный район с развитой горнодобывающей, металлургической и лесной промышленностью. Она связывает два крупнейших экономических района Урала — Свердловский и Пермский, играя в их экономике далеко не последнюю роль. Недра ее бассейна богаты полезными ископаемыми, использование которых в советское время во многом изменило производственный облик края. Здесь находятся месторождения железных и медных руд (например, Дегтярское месторождение), на притоке Чусовой реке Койве добываются алмазы и платина. Ниже города Чусового река проходит через район «Второго Баку», где еще в 1929 году из скважин Beрхне-Чусовских городков была получена промышленная нефть. Саранинское месторождение хромитов, неисчерпаемые запасы нерудных ископаемых, мрамор и другие богатства дополняют картину сокровищ недр Причусовья.
В бассейне реки находятся промышленные центры Свердловского и Пермского экономических районов, города Полевской, Ревда, Первоуральск, Чусовой, где сосредоточены предприятия по производству металла, труб, огнеупоров, по добыче руды. В среднем течении Чусовой находятся Среднеуральский медеплавильный завод, Дегтярский меднорудный комбинат — предприятие высокой технической культуры, где нашли широкое применение телеуправление и автоматика, завод огнеупоров и многие другие, которые используют воды реки Чусовой для промышленного водоснабжения.
Однако Чусовая и ее притоки обеспечивают водой не только промышленные предприятия Свердловской и Пермской областей, но и многочисленные города и поселки, расположенные на ее берегах и притоках. Значение Чусовой в водоснабжении городов Урала трудно переоценить. Население свыше десятка поселков и городов, а в их числе такие крупные, как Первоуральск, Чусовой и Свердловск, используют воды реки. В первые годы войны было создано Волчихинское водохранилище в верховьях реки. Небольшой канал проходит через главный уральский водораздел и соединяет водохранилище с рекой Решеткой, притоком Исети. Он обеспечивает переброску части стока Чусовой в Верх-Исетский пруд, из которого население и предприятия Свердловска получают воду.
Первое водохранилище на реке Чусовой — Волчихинское
Не меньшую роль играет река и ее притоки как лесосплавной путь. Река-труженица по объему оплавляемой древесины не уступает.мощным лесосплавным магистралям восточного склона Урала — Тавде и Туре. Бассейн Чусовой — один из крупнейших лесоэкономических районов Урала, в нем заготавливается почти четвертая часть всей древесины области. Лес сплавом поступает по реке до города Чусового, где перерабатывается на Лялинском домостроительном комбинате и лесозаводах, частично направляется по Каме и Волге в различные районы страны и за ее рубежи.
Большое значение имеет использование нижнего течения Чусовой и для речного транспорта. Решающую роль в реконструкции реки, освоения ее ресурсов, в частности транспортных возможностей, сыграло строительство Камской гидроэлектростанции. Почти на 150 километров от устья вверх но течению реки поднялся уровень воды. Нижнее течение Чусовой стало частью Камского моря, его Чусовским заливом с озерно-морскими условиями плавания. Здесь Чусовая совсем не похожа на ту быструю горную речку, какой мы знаем ее в среднем течении, где много шумных и мелких каменистых перекатов. Там река только в весенний период доступна для мелкосидящих судов грузоподъемностью всего в 10–15 тонн, которые поднимаются от Чусового на 16 километров до деревни Межевая Утка (имеется в виду Усть-Утка — Адм.). Здесь, в нижнем течении, она доступна для мощных речных судов типа «Большая Волга» грузоподъемностью в 2500–3000 тонн. Чусовая стала частью Камской речной магистрали и входит в систему глубоководных путей Европейской части СССР.
В ближайшем будущем в районе Верхне-Чусовских городков будет построен низконапорный гидроузел. Тогда большие речные суда смогут беспрепятственно подниматься до города Чусового. Одновременно будет разрешен вопрос полного гидроэнергетического использования нижнего течения Чусовой, получит еще большее развитие рыбное хозяйство.
Сегодняшний день Чусовой — это начало грандиозных преобразований, ее большого будущего.
Отправимся в путешествие в ее недалекое завтра.
За кормой теплохода, следующего рейсом Пермь — Ревда, остались массивные сооружения Верхне-Городковской плотины и шлюзов. Мы останавливаемся в крупном речном порту города Чусового. На несколько километров вдоль берега тянутся грузовые причалы. Вместе с железнодорожной станцией и сплавным рейдом они образуют огромный транспортный узел. Выше по реке, в двадцати километрах от порта,— первая ступень каскада Чусовских гидроузлов — Вашкурская гидроэлектростанция. Это как бы «буфер» перед головным сооружением — Большим Понышским гидроузлом. Теплоход отмеряет километры. И вот Большой Поныш. Здесь создана гидроэлектростанция мощностью один миллион киловатт. Арочная бетонная плотина почти стометровой высоты преградила стремительный бег Чусовой. Механизмы поднимают судно на высоту восьмидесяти двух метров, и мы оказываемся в Понышском море, крупном водохранилище Урала. Оно вытянулось вверх по Чусовой более чем на триста километров, заходя далеко в пределы Свердловской области. На протяжении 420 километров, от Чусового и до Ревды, река превращена в магистральный судоходный путь с глубинами более трех с половиной метров. Навсегда скрылись под водой опасные для флота «бойцы», исчезли бесчисленные каменистые перекаты — «таши», красочно описанные Маминым-Сибиряком. Река превратилась в цепь водохранилищ, и на ее берегах и притоках выросли новые населенные пункты, промышленные предприятия, порты.
Проплываем мимо поселков Кусье-Александровский (вероятно, имеется в виду Усть-Койва — Адм.) и Кын — нет, уже не поселков, а городов! Как неузнаваемо изменились места! Гудки теплоходов разбудили вековую тайгу щричусовских лесов. Суда озерного типа везут из Свердловского и Пермского экономических районов в Поволжье и Центр нашей страны строительные материалы, лес, металлоизделия, нефтепродукты, металл…
Поднимаемся выше, минуя четкие архитектурные линии Кашкинских шлюзов. Раньше на этом месте стояла деревня Кашка, а на крутом повороте река стремительно проносилась через Кашкинский перебор… Староуткинск, Билимбай, Первоуральск. Здесь, в пределах Свердловской области, в наиболее мелководной части среднего течения, шесть плотин преградили стремительный бег Чусовой. Воды реки упали на лопасти турбин, шести электростанций, водохранилища обеспечили более чем трехметровые глубины и создали запасы воды, необходимые для промышленных предприятий и поселков этой части нашей области. Дамбы Билимблевского и Первоуральском водохранилищ сдерживают воды реки, она разлилась широко и привольно, подступила к окраинам города Первоуральска, поселка Билимбай и Среднеуральского медеплавильного завода. Воды реки плещут у подножия горы Волчихи. Здесь, на пересечении железнодорожной линии Свердловск — Казань с рекой Чусовой протянулись бетонные причальные линии Ревдинского порта, высятся стрелы портовых кранов. Сюда с Волги и Камы приходят крупные речные суда. Здесь, всего лишь в пятидесяти километрах от Свердловска, мы заканчиваем наше путешествие. А еще через несколько лет мы сможем продолжить его уже до Тобола. Тогда Чусовая станет первым звеном Камско-Иртышского водного пути, длиною в тысяча триста километров. Он начнется у Перми, пройдет по Чусовой через Уральский водораздел юго-западнее Свердловска и далее, по реке Исети, выведет нас к Тоболу. Так сольются Волго-Камский и Обь-Иртышский бассейны, так еще теснее сомкнутся Европа и Азия.
Глава из книги Головко В. Вдоль берегов уральских рек. Свердловск, 1961 г.