Река большого будущего

Горная красавица Урала — Чусовая славится не­повторимой красотой берегов, живописной при­родой своего бассейна. Замечательна история этой реки, которая была звеном водного пути, соединявше­го Урал с Центральной Россией.

В течение двух столетий Чусовая служила транс­портным путем Урала, она перенесла на своих сильных плечах сотни тысяч пудов железа и меди. В. И. Ленин, анализируя развитие капиталистических отношений на Урале, указывал, что «до самого последнего време­ни доставка продуктов из Урала в Москву происходи­ла, главным образом, посредством примитивного спла­ва по рекам раз в год. Ежегодно до 500 барж-коло­менок с грузом свыше семи миллионов пудов чугуна,, железа и меди отправлялись с верхних пристаней в Пермь. Пятьсот километров опасного и трудного пути по горной реке весенний караван проходил за пять-шесть дней. Сотни отвесных скал — 'Олений», «Высокий», «Разбойник», подводные камни, перекаты, или «таши», где скорость течения достигает тридцати километров в час, подстерегали суда. Требовалось большое умение и выдержка, чтобы преодолеть пре­пятствия. Не каждому лоцману это удавалось. Десят­ки барж разбивались, гибли сотни людей, тонули цен­ные грузы. Сплав на Чусовой — одна из самых траги­ческих страниц в истории горнозаводского Урала. Тысячи сплавщиков и бурлаков, гонимых нуждой, приходили сюда в надежде заработать.

Развитие хозяйства требовало улучшения судоход­ных условий на реке, создания трансуральского (Камско-Иртышского) водного пути, который мог бы обес­печить транспортные связи Урала и Сибири с цент­ральными районами России. Впервые вопрос о соеди­нении рек Чусовой и Исети был поставлен еще акаде­миком П. Палласом. В 1850 году нижне-тагильский крепостной, талантливый гидротехник Клементий Уш­ков разработал проект реконструкции реки. На Чусо­вой, как свидетельствуют недавно обнаруженные ар­хивные материалы, был построен вольным мастером Утемовым почти одновременно с первым пароходом в России первый на Урале пароход «Опыт». Замеча­тельный умелец Утемов доказал возможность судо­ходства на быстрой горной реке.

С развитием капиталистических отношений улуч­шение условий сплава на Чусовой и создание транс­уральского водного пути для перевозки кузнецкого угля и других грузов из Сибири в Центральную Рос­сию становились все более настоятельной потреб­ностью. В 1914–1916 годах экспедиция инженера Фрид­мана разработала проект соединения Камы с Ирты­шом. Для создания глубоководного пути от Перми до Тобольска протяженностью свыше полутора тысяч ки­лометров предусматривалось выполнение огромных земляных работ, строительство 97 плотин, 117 шлюзов и двух водохранилищ. Это должно было обеспечить трехметровые глубины на всем протяжении водного пути. Но оригинальному и смелому по замыслу проек­ту Камско-Иртышского соединения, которое по объему работ и сложности сооружения должно было во много раз превзойти величайшие гидротехнические системы мира — Панамский и Суэцкий каналы,— в условиях дореволюционной России не было суждено осущест­виться. Неравномерное и противоречивое развитие ка­питалистического общества, бешеная конкуренция со стороны владельцев железнодорожного транспорта привели к тому, что создание водного пути даже не было начато. Только установленные экспедицией на скалах у поселка Староуткинск, ниже деревни Трека и в других местах репера и марки, материалы изыска­ний, не потерявшие ценности и в настоящее время, да рассказы местных жителей о работе экспедиции напо­минают о проекте реконструкции Чусовой. За всю историю дореволюционного использования реки усло­вия судоходства и сплава на ней из года в год ухудшались, она теряла транспортное значение, а ее многообразные возможности не использова­лись.

Один из многочисленных бойцов на Чусовой — камень Олений

Советская власть открыла новые перспективы ис­пользования уральской реки. Уже ленинский план ГОЭЛРО указывал на необходимость освоения водных ресурсов Чусовой. И это сказание претворилось в жизнь. Ныне Причусовье — край высоко развитой промышленности и сельского хозяйства, с крупными городами и поселками. Чусовая и ее притоки исполь­зуются для различных хозяйственных целей: лесоспла­ва, речного транспорта, водоснабжения и т. д. Роль реки в экономике нашей области очень велика и еще более возрастет с осуществлением семилетнего плана и развитием хозяйства Урала в будущем. Начинаясь в наиболее низкой части Уральского водораздельного хребта, из озера Сурны, Чусовая впадает в Каму на 802 километре своего пути у промышленного и транс­портного центра Западного Урала города Перми, всего в нескольких километрах выше створа плотины Кам­ской гидроэлектростанции. Границы бассейна реки проходят по водоразделам Исети, Пышмы, Туры, Ляли и других рек Обь-Иртышского бассейна. Причем вер­ховья Чусовой так близко подходят к истоку Исети, что создается весьма благоприятная возможность их соединения. Уровни реки характеризуются большой неустойчивостью и довольно резкими колебаниями, которые вызваны весенними и осенними паводками и работой многочисленных плотин в верховьях реки и на ее притоках.

На своем пути от истока до устья Чусовая проходит через огромный район с развитой горнодобывающей, металлургической и лесной промышленностью. Она связывает два крупнейших экономических района Ура­ла — Свердловский и Пермский, играя в их экономике далеко не последнюю роль. Недра ее бассейна богаты полезными ископаемыми, использование которых в советское время во многом изменило производственный облик края. Здесь находятся месторождения желез­ных и медных руд (например, Дегтярское месторожде­ние), на притоке Чусовой реке Койве добываются ал­мазы и платина. Ниже города Чусового река проходит через район «Второго Баку», где еще в 1929 году из скважин Beрхне-Чусовских городков была получена промышленная нефть. Саранинское месторождение хромитов, неисчерпаемые запасы нерудных ископае­мых, мрамор и другие богатства дополняют картину сокровищ недр Причусовья.

В бассейне реки находятся промышленные центры Свердловского и Пермского экономических районов, города Полевской, Ревда, Первоуральск, Чусовой, где сосредоточены предприятия по производству металла, труб, огнеупоров, по добыче руды. В среднем течении Чусовой находятся Среднеуральский медеплавильный завод, Дегтярский меднорудный комбинат — пред­приятие высокой технической культуры, где нашли ши­рокое применение телеуправление и автоматика, за­вод огнеупоров и многие другие, которые используют воды реки Чусовой для промышленного водоснабже­ния.

Однако Чусовая и ее притоки обеспечивают водой не только промышленные предприятия Свердловской и Пермской областей, но и многочисленные города и поселки, расположенные на ее берегах и притоках. Значение Чусовой в водоснабжении городов Урала трудно переоценить. Население свыше десятка посел­ков и городов, а в их числе такие крупные, как Перво­уральск, Чусовой и Свердловск, используют воды ре­ки. В первые годы войны было создано Волчихинское водохранилище в верховьях реки. Небольшой канал проходит через главный уральский водораздел и сое­диняет водохранилище с рекой Решеткой, притоком Исети. Он обеспечивает переброску части стока Чу­совой в Верх-Исетский пруд, из которого население и предприятия Свердловска получают воду.

Первое водохранилище на реке Чусовой — Волчихинское

Не меньшую роль играет река и ее притоки как лесосплавной путь. Река-труженица по объему оплав­ляемой древесины не уступает.мощным лесосплавным магистралям восточного склона Урала — Тавде и Туре. Бассейн Чусовой — один из крупнейших лесоэкономических районов Урала, в нем заготавливается почти четвертая часть всей древесины области. Лес сплавом поступает по реке до города Чусового, где перераба­тывается на Лялинском домостроительном комбинате и лесозаводах, частично направляется по Каме и Вол­ге в различные районы страны и за ее рубежи.

Большое значение имеет использование нижнего течения Чусовой и для речного транспорта. Решаю­щую роль в реконструкции реки, освоения ее ресурсов, в частности транспортных возможностей, сыграло строительство Камской гидроэлектростанции. Почти на 150 километров от устья вверх но течению реки под­нялся уровень воды. Нижнее течение Чусовой стало частью Камского моря, его Чусовским заливом с озерно-морскими условиями плавания. Здесь Чусовая совсем не похожа на ту быструю горную речку, какой мы знаем ее в среднем течении, где много шумных и мелких каменистых перекатов. Там река только в весенний период доступна для мелкосидящих судов грузоподъемностью всего в 10–15 тонн, которые под­нимаются от Чусового на 16 километров до деревни Межевая Утка (имеется в виду Усть-Утка — Адм.). Здесь, в нижнем течении, она доступ­на для мощных речных судов типа «Большая Волга» грузоподъемностью в 2500–3000 тонн. Чусовая стала частью Камской речной магистрали и входит в систему глубоководных путей Европейской части СССР.

В ближайшем будущем в районе Верхне-Чусовских городков будет построен низконапорный гидро­узел. Тогда большие речные суда смогут беспрепятст­венно подниматься до города Чусового. Одновремен­но будет разрешен вопрос полного гидроэнергетиче­ского использования нижнего течения Чусовой, полу­чит еще большее развитие рыбное хозяйство.

Сегодняшний день Чусовой — это начало грандиоз­ных преобразований, ее большого будущего.

Отправимся в путешествие в ее недалекое завтра.

За кормой теплохода, следующего рейсом Пермь — Ревда, остались массивные сооружения Верхне-Городковской плотины и шлюзов. Мы останавливаемся в крупном речном порту города Чусового. На несколь­ко километров вдоль берега тянутся грузовые прича­лы. Вместе с железнодорожной станцией и сплавным рейдом они образуют огромный транспортный узел. Выше по реке, в двадцати километрах от порта,— пер­вая ступень каскада Чусовских гидроузлов — Вашкурская гидроэлектростанция. Это как бы «буфер» перед головным сооружением — Большим Понышским гидро­узлом. Теплоход отмеряет километры. И вот Большой Поныш. Здесь создана гидроэлектростанция мощ­ностью один миллион киловатт. Арочная бетонная плотина почти стометровой высоты преградила стреми­тельный бег Чусовой. Механизмы поднимают судно на высоту восьмидесяти двух метров, и мы оказываем­ся в Понышском море, крупном водохранилище Урала. Оно вытянулось вверх по Чусовой более чем на триста километров, заходя далеко в пределы Свердловской области. На протяжении 420 километров, от Чусового и до Ревды, река превращена в магистральный судо­ходный путь с глубинами более трех с половиной мет­ров. Навсегда скрылись под водой опасные для флота «бойцы», исчезли бесчисленные каменистые перека­ты — «таши», красочно описанные Маминым-Сибиря­ком. Река превратилась в цепь водохранилищ, и на ее берегах и притоках выросли новые населенные пункты, промышленные предприятия, порты.

Проплываем мимо поселков Кусье-Александровский (вероятно, имеется в виду Усть-Койва — Адм.) и Кын — нет, уже не поселков, а городов! Как не­узнаваемо изменились места! Гудки теплоходов разбудили вековую тайгу щричусовских лесов. Суда озер­ного типа везут из Свердловского и Пермского эконо­мических районов в Поволжье и Центр нашей страны строительные материалы, лес, металлоизделия, нефте­продукты, металл…

Поднимаемся выше, минуя четкие архитектурные линии Кашкинских шлюзов. Раньше на этом месте стояла деревня Кашка, а на крутом повороте река стремительно проносилась через Кашкинский пере­бор… Староуткинск, Билимбай, Первоуральск. Здесь, в пределах Свердловской области, в наиболее мелко­водной части среднего течения, шесть плотин прегради­ли стремительный бег Чусовой. Воды реки упали на лопасти турбин, шести электростанций, водохранили­ща обеспечили более чем трехметровые глубины и соз­дали запасы воды, необходимые для промышленных предприятий и поселков этой части нашей области. Дамбы Билимблевского и Первоуральском водохра­нилищ сдерживают воды реки, она разлилась широко и привольно, подступила к окраинам города Перво­уральска, поселка Билимбай и Среднеуральского ме­деплавильного завода. Воды реки плещут у подножия горы Волчихи. Здесь, на пересечении железнодорож­ной линии Свердловск — Казань с рекой Чусовой про­тянулись бетонные причальные линии Ревдинского порта, высятся стрелы портовых кранов. Сюда с Волги и Камы приходят крупные речные суда. Здесь, всего лишь в пятидесяти километрах от Свердловска, мы заканчиваем наше путешествие. А еще через несколь­ко лет мы сможем продолжить его уже до Тобола. Тогда Чусовая станет первым звеном Камско-Иртышского водного пути, длиною в тысяча триста километ­ров. Он начнется у Перми, пройдет по Чусовой через Уральский водораздел юго-западнее Свердловска и да­лее, по реке Исети, выведет нас к Тоболу. Так сольют­ся Волго-Камский и Обь-Иртышский бассейны, так еще теснее сомкнутся Европа и Азия.

Глава из книги Головко В. Вдоль берегов уральских рек. Свердловск, 1961 г.