Окно в эпоху мезолита

Река Чусовая — единственная река на Урале, которая, начинаясь на восточном склоне Уральских гор, пересекает их и впадает в реку Каму. Это настоящий природный мост из Европы в Азию. Поэтому неслучайно промышленники Демидовы использовали эту водную артерию для вывоза металла и готовых металлических изделий в европейскую часть России.

Труженица Чусовая внесла неоценимый вклад в укрепление нашего государства во времена Петра I. При отсутствии других надежных коммуникаций именно по ней везли изготовленные на уральских заводах пушки, наводившие ужас на врагов на полях сражений русско-шведской войны. Красавица Чусовая издавна притягивает к себе любителей природы, туристов и археологов.

Среди множества украшающих берега Чусовой каменных останцев, создающих неповторимый природный колорит, есть один, который выделяет уральский регион, делая его ещё более известным и знаменитым. Это природный и археологический памятник эпохи мезолита — прибрежная скала, получившая название Камень Дыроватый.

Первые люди на Урале появились около 200 тысяч лет назад. Один путь заселения проходил вдоль восточного побережья Каспийского моря, затем по реке Урал на Южный Урал и по западному склону Уральского хребта в Верхнее Прикамье. Второй — вдоль Волги по территории Среднего и Верхнего Прикамья.

К началу великого оледенения древний человек покинул Урал, непригодный к жизни. По версии известного уральского ученого-историка и археолога профессора Ю. Б. Серикова (с которым мы совершили поход на Камень Дыроватый), в Свердловской области ледник дошёл до окрестностей нынешнего города Серова, его «язык» имел высоту до 2-х километров! Можно себе представить это величественное зрелище.

После отступления ледника на Урале вновь появились леса. У границ ледника располагалась зона тундростепи, где обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, крупные стада северного оленя и дикой лошади, привлекавшие к себе внимание древних охотников.

На территории Среднего Урала за последнее время сделаны археологические открытия, которые позволяют говорить об освоении нашего края древним человеком ещё в доледниковое время.

Изменение природных условий (отступление ледника, потепление климата и т. д.), изобретение лука и керамики охватывают эпоху мезолита (Х-VII тысячелетие до н. э.) и неолита (VI-IV тысячелетие до н. э.).

Изучение материальной культуры древних периодов сопряжено с большими трудностями, поскольку чрезвычайно редко встречаются сохранившиеся до нашего времени бытовая утварь, одежда, жилые и производственные объекты. Ещё сложнее исследовать духовную культуру ввиду проблематичности проведения грани между памятниками материальной и духовной культур.

Учёные отмечают, что культовая практика ранних эпох, в т. ч. мезолита, в уральском регионе отличается большей многогранностью и разнообразием.

И это в полной мере относится к знаменитому камню Дыроватому. Археологи при исследовании уникального святилища на Чусовой (пещера на берегу реки в виде человеческой личины, которая барельефом проступает на скале) обнаружили тысячи наконечников стрел из кости (в том числе из кости шерстистого носорога), десятки наконечников из камня, тысячи пластинок-вкладышей и др. (всего около 25 тыс. различных артефактов).

На одном из обнаруженных в святилище костяных наконечников стрелы выполнено изображение горы с пещерой, куда с реки была направлена эта стрела.

Расположение святилища на реке Чусовой, связывающей восточный и западный склоны Среднего Урала, наличие в пещере наконечников разных типов, бытовавших как на западных, так и на восточных склонах Уральских гор, позволяет рассматривать пещеру как межплеменное святилище. По продолжительности функционирования, по обилию
и содержанию находок (от каменных наконечников стрел до свинцовой картечи) святилище на Камне Дыроватом не имеет аналогов на территории России.

Святилище Камень Дыроватый учёные относят к святилищам с культом промысловой магии. В этом месте с эпохи мезолита до позднего средневековья совершался обряд — стрельбы из лука в пещеру. Большинство найденных наконечников стрел лежали в наиболее дальней её части оперением к устью.

В других святилищах, обнаруженных на территории Урала, в их центральной части находились демонстрационные комплексы с черепами дикой лошади, пещерного льва, пещерного медведя — животных, обитавших в те времена на Урале. Ну и совсем уже в духе уральских гор и их сокровищ на Южном Урале было обнаружено святилище с необычайным хрустальным комплексом, в котором около 80% всех изделий было изготовлено из горного хрусталя.

По данным Ю. Б. Серикова, из обнаруженных в святилище Камень Дыроватый 3700 костяных наконечников стрел почти половина — наконечники вкладышевые. Проведенные анализы клеящего вещества показали, что для крепления вкладышей в пазу служил озёрный ил, который при высыхании превращается в плотно сцементированную массу. Эти свойства озёрного ила хорошо знали мезолитические охотники и использовали его для закрепления пластинок-вкладышей в пазах вкладышевых наконечников стрел.

Необходимо упомянуть ещё об одном археологическом открытии — Шигирском идоле.

Он был найден на территории Шигирского торфяника, расположенного в окрестностях пос. Нейво-Рудянка, нынешнего муниципального образования город Кировград Свердловской области. Торфяник прорезывается рекой Нейвой и её притоками. В центре торфяника находится Шигирское озеро.

Шигирский торфяник известен находками из дерева, кости, рога. Здесь были найдены деревянные вёсла, жертвенный деревянный сосуд в виде лося, тысячи костяных (вкладышевых) наконечников стрел.

Жемчужиной шигирской коллекции, безусловно, являются деревянные антропоморфные скульптуры, обнаруженные на торфянике ещё в конце XIX века. Одна из них — знаменитый Шигирский идол — несколько лет назад подверглась радиоуглеродному анализу, который подтвердил, что это — самая древняя (9,5 тысячи лет) и самая большая деревянная скульптура того времени в мире.

Идол сделан из цельного бревна лиственницы, имел высоту 5,3 метра. Его голова изготовлена в виде объемной скульптуры, а туловище — из плоской доски. Лицо скульптуры очень похоже на демонический образ, который проступает на скале, где расположено святилище Камень Дыроватый.

Некоторые учёные считают, что именно человеческая личина Камня Дыроватого могла послужить прообразом Шигирского идола, которому поклонялись наши уральские предки-язычники (такой же сильно выступающий нос, углублённые глаза и раскрытый рот). Это и вполне допустимо, поскольку расстояние между Шигирским торфяником и Камнем Дыроватым по прямой всего девяносто километров.

Хранится деревянная реликвия в городе Екатеринбурге, в Свердловском областном краеведческом музее.

Я же узнал о Камне Дыроватом и Шигирском идоле в поисках ответа на вопрос: кто в древнейшие времена мог выполнять судебные функции на территории Урала. На мой взгляд, на Урале в эти времена, скорее всего, «суд» могли творить служители культа, потому что на Урале, в том числе на Шигирском торфянике и прилегающих к нему территориях, были обнаружены различные булавы («жезлы начальников»). Булавы могли принадлежать вождям, ещё не освобожденным исторически от культовых функций, или шаманам.

Виктор БАЙДУКОВ, фотожурналист
«Уральский Следопыт», № 4, 2005 г.