Легенды о бае Билиме

Две легенды о башкире бае Билиме, от которого произошло название поселка Билимбай, что на реке Чусовая близ города Первоуральск (Свердловская область).

Бай Билим и его сестра Бака

Старые люди говорят, что случилось это больше, чем два века назад.

Недалеко от реки Чусовой в долине гор Соколиной и Липовой расположилось с незапамятных времен селение, в котором жили башкиры. Занимались они скотоводством, землепашеством. Между собой ладили, но людьми считались воинственными: себя в обиду не давали и других обидеть могли.

Управлял селением человек, который не принадлежал к знати. Но слыл Билим, так его звали, мудрым вождем. Сельчане прозвали его бай Билим. А слово «бай» означает на башкирском языке «всеведущий». Башкиры ценили Билима за смелость и находчивость. Они сделали его предводителем своей военной дружины. Много набегов совершила дружина Билима на соседние поселения. Пленников дружинники убивали, а добычу делили между собой. Стал бай Билим богат. С богатством пришла и знатность. Жить бы баю, как говорят, поживать и дальше добра наживать. Только все ему стало мало: овладела жажда наживы и вытеснила все другие чувства.

Поселение, в котором жил бай Билим, находилось недалеко от места, где протекала могучая уральская река Чусовая. Установил бай Билим путникам, проезжающим мимо, дань. Должны они были оставлять на берегу дары богам, которые здесь обитали. Дары эти бай Билим брал себе и прятал. И никто не знал, где хранятся сокровища. Предполагали только люди, что они огромны.

Долго так продолжалось. Но вот стали доноситься до башкирского поселка тревожные вести. С запада на восток на Уральских хребет все чаще и чаще стали проникать отряды русских воинов. Прослышав о богатых восточных землях, русский царь посылал своих людей на разведку. Многие русские стали селиться на Урале, строить дороги, дома.

Встревожился бай Билим. Отправлял он дружинников с набегами на русские посты. Но это не останавливало русских посланцев.

«Пожалуй, если я стану сопротивляться русскому царю в одиночку, я малого достигну,— рассудил мудрый Билим. — Надо нам, башкирам объединяться».

И решил он выдать свою младшую сестру, черноокую Баку, за мурзу Керима, правителя из соседних башкирских земель. Породнившись с мурзой, рассчитывал бай Билим укрепить свои военные силы и приумножить многочисленные богатства.

С любопытством ждала красавица Бака приезда жениха. Сердце ее еще не было занято. Свое свободное время девушка проводила в развлечениях: гуляла с подругами, пела и танцевала.

Вот наконец и срок приезда назначен. Все селение стало готовиться к встрече мурзы и его свиты.

Однако, говорят старики, чему быть, того не миновать. Прослышали вдруг воины билимовской дружины, что послал русский царь гонца отвезти срочную депешу на Уктусский завод.

Известие оказалось не слухом: гонец и впрямь был послан. Это был молодой русский парень, офицер. Его сопровождали два солдата. Офицер хотел поспеть в указанный срок и очень торопился. Самый короткий путь на завод лежал по верхнему течению реки Чусовой. Но там стояли войска бая Билима.

«Я ни на кого не собираюсь нападать. Я просто везу пакет с деловыми бумагами. Кто может тронуть мирного человека?» — подумал офицер и решил ехать кратчайшим путем.

Но не так думали дружинники бая. Они увидели, что к ним приближаются люди в военной форме. С криками бросились они навстречу, связали послов и привели на суд к Билиму. В схватке офицер был ранен.

- Кто вы, посмевшие вступить на чужую землю? — грозно спросил бай пленников. В гневе не стал он слушать никаких объяснений, распорядился солдат казнить, посадив на кол, а офицера запереть в темницу до новых указаний.

В окно, в щелку занавески, смотрела красавица Бака, как ведут дружинники русского пленника — молодого, статного, кудрявого парня с растерянными глазами. Вот распахнули дружинники двери деревянного сруба без окон, вот грубо втолкнули парня в холодную тьму.

Сердце Баки наполнилось жалостью и печалью, а глаза слезами.

Когда наступил вечер, девушка подговорила служанку. Они попросили стража впустить их к пленнику. Девушки накормили офицера, перевязали ему рану.

Так продолжалось несколько дней. Но много ли надо молодым людям, чтобы между ними вспыхнула любовь? Башкирская девушка Бака и русский парень полюбили друг друга.

А тем временем селение готовилось к встрече мурзы Керима.

Бай Билим призвал к себе младшую сестру:

- Надень завтра свое самое красивое платье, укрась шею дорогими ожерельями, а уши серьгами с драгоценными камнями. А на голову повяжи свой самый красивый шелковый платок. Улыбайся, пой и танцуй и постарайся понравиться мурзе Кериму.

Горько заплакала Бака, вернувшись в свои покои. Долго думала она, как избежать злой участи быть женой нелюбимого человека, как спасти своего настоящего избранника. А когда наступила полночь, пробралась Бака к офицеру в темницу и предложила ему бежать.

Под покровом ночи беглецы стали пробираться в сторону русских поселений. Но не смогла далеко уйти Бака с раненым. Их догнали и схватили на рассвете.

Между тем на Уктусском заводе забеспокоились: уже давно должен был прибыть царский гонец, а его все нет. Уж не случилась ли в пути какая беда? Уж не бай ли Билим снова на чусовских дорогах пошаливает? И стало собираться на выручку гонцу русское войско.

Много холмов стоит вдоль побережья знаменитой уральской реки Чусовой. Когда-то на одном из них установили деревянного идола. Путникам, шедшим навстречу, он был виден издалека.

Бай Билим повелел приносить идолу в жертву тела пленных русских людей. Когда идолу принесли первую жертву, то тело сожгли, а голову посадили на кол.

Много лет миновало. Странный вид обрел холм. На большой земляной площадке на плотно пригнанных друг к другу столбах белели человеческие черепа.

Утром у последнего столба на этой площадке нашли мертвую Баку. Узнав об этом, мурза Керим, уже подошедший к селению, повернул свое войско назад.

А еще через день к владениям бая Билима примчался вооруженный отряд с Уктусского завода. Отряд напал на селение, воины подожгли дома.

Самому Билиму удалось скрыться. Старые башкиры говорили, что иногда видели его по ночам. Бесшумно, как тень, двигался он между чусовскими холмами. Сторожил, видно, награбленные богатства…

…А селение, о котором рассказывает легенда, с тех пор называется его именем: Билимбай. Сейчас это большой современный поселок, в котором мы живем.

В 1837 году в Билимбае стали строить новую церковь. И вот, рассказывают старожилы, когда закладывали фундамент, строители вскрыли древнюю могилу. В ней лежала девушка-башкирка. Время и тлен не тронули ее.

Весь поселок сбежался смотреть на чудо: девушка была неописуемой красоты.

- Да это ведь сама Бака! — сказал вдруг кто-то. — Бедная Бака, земля не принимает ее. Ее нужно окрестить, чтобы она смогла соединиться со своим любимым.

Баку принесли в церковь. На нее брызнули святой водой. И тут произошло чудо. Одежда девушки стала расползаться, лицо посерело. Через несколько минут от Баки осталась кучка тлена. Кто-то громко вздохнул. Позднее говорили, что это облегченно вздохнула сама Бака.

Так новая легенда дополнила старую.

Остается добавить, что по предположениям старожилов, в доме, где жил Билим, сейчас находится аптека. А на месте дома, где жила когда-то Бака, стоит двухэтажный дом школы № 23, в которой мы учимся.

Записали от Е. И. Шарыгиной, 1913 г. р., старожила д. Макаровой, Н. Бобылева, Н. Неволина
(школа № 22, п. Билимбай, Первоуральский район).

 

Последний приют бая Билима

Ну, а что же было дальше? Какая судьба постигла в конце концов бая Билима и его людей?

Об этом рассказывает другая легенда.

Бай Билим все ходил и ходил ночами по местам, где скрывал он накопленные им богатства. Дружина, предводителем которой он был, осталась без вождя. То один, то другой соседний народ, осмелев, стал совершать набеги на башкирские земли. И порешили дружинники на военном совете вновь призвать к себе бая. «А смерть Баки,— подумали воины,— бай искупит своими будущими подвигами».

Долго стерегли дружинники по ночам на береговых скалах реки Чусовой бая, чтобы призвать его к себе. И вот однажды произошла встреча.

- Стань опять нашим вождем,— сказали дружинники Билиму.

Так к баю Билиму снова вернулись почет и слава. И снова вернулась к дружине, вождем которой он стал, жажда подвигов. Только, оказалось, не извлек бай Билим науку из прошлых ошибок. Стал он снова тщеславным и надменным, не справедливость, а стремление к наживе вело его в бой.

Однажды в одной из ближайших деревень приметил Билим красивую девушку. «Почему бы не пограбить эту деревню? В придачу к добыче еще и девушку получу»,— подумал он.

Поздней ночью дружина бая напала на селение. Бай Билим предполагал, что застанет жителей деревни врасплох и легко с ними справится. Но не тут-то было. Крестьян заранее кто-то предупредил о набеге. Устроив засаду, они уже поджидали воинов бая.

Завязалась битва. Погода не благоприятствовала — небо затянули черные тучи, скрыв луну и звезды. Трудно было разобраться в кромешной тьме, кто — свой, кто — чужой. Но победила справедливость. Постыдно бежали дружинники бая Билима. А сам он упал, сраженный ядовитой стрелой.

Похоронили бая на каменном утесе, что возвышался на одном из холмов на побережье реки Чусовой. По обычаю, дружинники-башкиры сложили на утесе большой костер. Отдав военные почести своему предводителю, они положили тело на ветви могучих деревьев, а сверху покрыли доспехами. И уже хотели было воины поднести к ветвям горящий факел и поджечь их, как вдруг откуда ни возьмись налетела на холм черная туча и закрыла солнце. Погас яркий факел. Вся окрестность погрузилась во мрак. В страхе закричали, отпрянув от кострища, дружинники.

И в этом время раздались яростные раскаты грома. Словно раскололось надвое небо — зигзагами пробежала по нему молния, ударила прямо в могильный холм. Вспыхнули ветви могучих деревьев, языки пламени охватили доспехи бая Билима и поднялись высоко к черному небу.

Всю ночь полыхал костер — могила бая Билима. И только утром ветер развеял пепел в разные стороны.

Холм-могилу бая Билима позже люди стали называть горой Могилицей. Еще в прошлом веке здесь встречались каменные надмогильные столбики. Это свидетельствовало о том, что действительно здесь было когда-то башкирское кладбище.

Люди, жившие у подножия той горы, утверждали, что находят в своих огородах человеческие кости.

Так нашел свой земной конец бай Билим, храбрый предводитель военной дружины, наказанный за жадность и тщеславие преждевременной смертью.

Но и на этом не кончается народная молва о знатном Билиме и горе Могилице. Некоторые считают, что на самой вершине холма захоронен был вовсе не бай, а молодая девушка-красавица, его дочь.

Будто бы девушка эта влюбилась в бедного юношу башкира, и юноша отвечал ей взаимностью. Но ослепленный страстью к богатству, бай и слышать не хотел о том, чтобы дочь его стала женой бедняка.

Отчаявшиеся молодые люди задумали бежать и соединить свои судьбы вдали от родных мест. Узнав о побеге, бай бросился вдогонку. Он настиг беглецов и, ослепленный гневом, убил свою дочь.

Девушку похоронили на высоком холме. Опомнившийся бай чуть не умер от горя. Много дней и ночей провел он на могиле дочери в слезах и печали. А потом бай призвал своих подданных и приказал посадить вокруг могилы молодые сосенки. Деревья выросли. Высоко над землей сомкнулись их кроны. И вот, говорят, если подняться на самую высокую сосну и глянуть на соседнюю рощу с высоты птичьего полета, можно будто бы было прочитать имя девушки, дочери Билима. Это имя образовали сплетенные ветви.

Уже давно разросшийся сосновый лес скрыл холм. Исчезли очертания могилы, которую одни принимали за последнее пристанище Билима, а другие считали, что это могила его дочери.

Но история горы Могильной продолжается и сегодня. Билимбаевские лесоводы превратили гору в красивую сосновую рощу. Еще в сороковых годах прошлого века на холме к старым могучим соснам были подсажены молоденькие деревья — двадцать восемь тысяч дичков. Посадки отлично прижились. На холме поднялись прямоствольные корабельные сосны. Они живут и в наши дни — могучие красавицы высотой в двадцать пять — двадцать восемь метров.

Гора Могильница, роща бая Билима — так называем мы сегодня это уникальное место: чудный лес, пряный, настоянный на сосновом аромате воздух, голубое небо, просвечивающее через верхушки деревьев…

Записали от А. В. Аболенцева Н. Макарова, Ю. Тюнина (школа № 22, п. Билимбай).

Источник — книга «Человек пришел на Урал» (Екатеринбург, 1998)