Кын-Завод

Одна из красивейших рек Урала, Чусовая, стала первой русской дорогой в Зауралье и Сибирь еще во времена Ивана Грозного. Эта уникальная река берет начало в Азии, на восточных склонах Уральских гор, переваливает хребты по «пропиленным» ею самой ущельям и впадает в Каму уже в Европе. Наибольшее значение в качестве транспортной артерии Чусовая приобрела во время активного развития на Урале металлургических производств в XVII — XVIII вв. В это время на Чусовой сформировалась мощная инфраструктура, предназначенная для перевозки грузов: на специальных верфях строили сплавные суда (барки и др.), на пристанях их загружали и отправляли вниз по течению.

Одним из наиболее сохранившихся уголков, помнящих о горнозаводской и сплавной работе, является комплекс завода и пристани в селе Кын Лысьвенского района Пермской области. Существуют два поселка Кын: первый возник при железоделательном заводе Н. Строганова, построенном в 1760 г. в месте впадения небольшой реки Кын в Чусовую, второй (в настоящее время более крупный) сформировался в первой половине XX века при железнодорожной станции Кын в 14 км от своего старшего собрата. Старый Кын в устье одноименной речки, о котором, собственно, и идет рассказ, называют Кын-завод.

Л. Е. Воеводин, живший здесь во второй половине XIX века, писал: «На приезжающих Кыновский завод производит неприятное впечатление. Он расположен в ущелье, наполовину заполненном заводским прудом, впадающим в реку Чусовую. По берегам пруда грязные улицы-односторонки, с прокоптившимися от заводского дыма домишками, часто приткнувшимися к самой горе». Д. Н. Мамин-Сибиряк также не слишком лестно отзывался о Кыне: «В Среднем Урале немного найдется таких уголков, которые могли бы соперничать с Кыном относительно дикости и угрюмого вида окрестностей». Однако в настоящее время Кын представляет собой живописную деревушку, которая рассыпала свои домики по склонам невысоких гор. Возможно, благоприятное впечатление связано с тем, что мне удалось посетить поселок в солнечный летний день.

Во время существования завода речка Кын была запружена, поселок располагался на берегах пруда, здесь же, на берегу, строили барки. В настоящее время пруд спущен, и дома стоят на месте его котловины. Помимо основной, заводской или нижней, плотины, в версте вые по течению существовала еще Григорьевская плотина с доменной печью при ней, а в восьми верстах — запасной пруд, называемый Верхней плотинкой. В черте поселка Кын сохранились остатки нижней плотины, вода, бежавшая сквозь нее, давала энергию для металлургического производства. Рядом с плотиной находятся руины железоделательного завода, а напротив них — два старинных амбара, где хранилась заводская продукция перед погрузкой на сплавные суда для транспортировки. Амбары выглядят еще довольно крепкими и вполне способны выполнять свое прямое назначение.

На берегу Чусовой в черте поселка находятся остатки Кыновской пристани, представляющие собой стену, сложенную из шести рядов массивных каменных блоков. Между собой блоки скреплены металлическими скобами. Во время весеннего сплава возле пристани причаливали и загружались барки. Летом, при низком уровне воды в Чусовой, пристань находится в нескольких метрах от воды.

Помимо завода и пристани, в Кыне есть исторические памятники более позднего периода. Один из них — Свято-Троицкая церковь, построенная в 1861–1864 гг. в честь отмены крепостного права. Сейчас храм в запустении, его купола обрушились, и только местные козы и заезжие туристы сюда залядывают. Тем не менее, на стенах еще сохранились остатки фресок, свидетельствующие о былом великолепии. Во время гражданской войны, когда за Кын шли ожесточенные бои, красные вели с колокольни Свято-Троицкой церкви пулеметный обстрел.

Еще Мамин-Сибиряк замечал, что на Строгановских заводах, в том числе и на Кыновском, «рабочим живется сравнительно сносно». По свидетельству Л. Е. Воеводина, в Кыне в числе первых на Урале (во второй половине XIX века) были открыты «общественные собрания», функционировал театр более чем на сто мест, был учрежден «домашний суд» по образцу третейского для урегулирования отношений заводоуправления и служащих, на заводе создано акционерное общество, разработан пенсионный устав, который хотя и не был утвержден, но потом был использован в работе Пермского губернского земства. Еще один любопытный исторический объект, относящийся к этому же времени,— здание кооперативной лавки, принадлежавшей первому на Урале потребительскому обществу. Традиционно считается, что это общество было создано в 1864 г., и организатором общества был уже упоминавшийся выше кыновский учитель Л. Е. Воеводин. Эта дата указана в литературных источниках, и на мемориальной табличке, находящейся на здании лавки.

Однако, согласно воспоминаниям самого Воеводина, опубликованным в 1914 г. в Трудах пермской губернской Ученой Комиссии, он приехал в Кын в декабре 1867 г., а «общественная торговля» началась в 1868 г. Официальное открытие потребительского общества и принятие устава состоялось в 1870 г. Некоторая неразбериха в датах, разумеется, не умаляет значения этого исторического факта, поскольку, как отмечали в 1903 г. члены правления Кыновского потребительского общества, оно было первое на Урале и «чуть ли не одно из первых в России». Нужно отметить, что торговля в лавке была весьма успешна, так как цены там были значительно ниже, чем в соседних купеческих лавках. Это даже послужило причиной навета на Л. Е. Воеводина со стороны купцов, которым он «сделал конкуренцию».

Кын замечателен не только своей историей, но и природными красотами. В непосредственной близости от поселка на Чусовой находятся несколько скал-бойцов. Бойцами называли скалы, представлявшие значительную опасность для сплавных судов в силу особенностей течения реки возле них. Более «дружелюбные» к бурлакам скалы обычно назывались «камнями». Выше по течению от поселка стоит живописный боец Печка, про который Мамин-Сибиряк писал: «Свое название этот боец получил от глубокой пещеры…; бурлаки нашли, что эта пещера походит на цело (чело) печки, и окрестили боец Печкой». Эта скала была очень опасна для барок, однако следующий за ней боец Высокий Камень (в настоящее время более известен как Великан) был еще опаснее. Великан тянется вдоль поворота реки более чем на 2 км и имеет высоту 120 м. Это одна из самых красивых и величественных скал на Чусовой. После Великана перед Кыном бурлаков встречали бойцы Денежный и Воробей, а за поселком — боец Стеновой.

Благодаря обилию исторических объектов, Кын можно было бы превратить в музей-заповедник под открытым небом. Например, здание кооперативной лавки потребительского общества могло бы служить символом перехода России от феодализма к капитализму, к цивилизованной конкуренции. Увы, сейчас оно находится в плачевном состоянии, впрочем, как и другие исторические памятники (а также российская цивилизованная конкуренция). В Кыне заканчивается большинство туристических маршрутов по Чусовой, однако туристы редко уделяют должное внимание местным достопримечательностям, поскольку не имеют о них достаточной информации. В поселке функционирует только маленький краеведческий музей, организованный местными энтузиастами. Между тем, если не будут выделены деньги на реставрацию, то пройдет совсем немного времени и мы утратим этот уникальный памятник уральской истории.

Ирина ПАШНИНА
«Уральский следопыт», № 10, 2006 г.