Георгиевская церковь села Слобода

Многие из нас доверяют первому взгляду, и, когда впервые въезжают в населенный пункт, глаз сразу же ищет самое приметное, которое может стать неповторимым признаком всего последующего.

Среди деревянных построек села Слобода главной особенностью, бросающейся в глаза, является храм во имя Георгия Победоносца. Восприятие его начинается исподволь.

С какой бы стороны мы не подъезжали к Слободе — по реке или шоссе — первыми появляются кресты, затем — купола, через мгновение — церковь. Она ярко белеет среди темно-зеленого массива хвойного леса, а подъедешь ближе — смотрится на фоне голубого неба. Храм стоит у берегового обрыва над рекой Чусовой. Его купола видны издалека. Поставлен без промашки. Откуда ни глянь — благодать, украшение всего села!

Из документов известно, что церковь тут стояла испокон веков. Никто не может вспомнить, когда поставили первую, деревянную. Сгнивало дерево, сгорало от пожара — новый сруб ладили.

Одним из первых поселений русских людей на территории муниципального образования является село Слобода. Его основали и построили в 1651 году инициативные православные крестьяне Афанасий Гилев и Фрол Арапов. Слобожане жили оседло: пашню завели, дома поставили. В версте от селения, на вершине берегового утеса они соорудили из лиственничных бревен часовню во имя Георгия Победоносца и ежегодно 23 апреля (по старому стилю) совершали крестный ход.

Образование Слободского прихода относится к концу XVII века. Основным мотивом русского проникновения в Сибирь была забота о прочности государственных границ, которая могла дать Руси возможность мирного развития. Придавая Слободе большое значение как одному из форпостов, верхотурский воевода приказал укрепить селение: обнести жилища деревянным тыном. В 1674 году в Чусовской слободе построили рубленый острог с целью защиты селения от недругов.

Слободе отводилось важное стратегическое значение. Как самый восточный укрепленный пункт, она прикрывала причусовские земли со стороны Сибири. Острог выглядел настоящей крепостью. Он занимал площадку между высокими берегами с неприступными скалистыми утесами, путь к которому прикрывала река.

Острог без церкви просто быть не может. Русский человек отличался глубокой религиозностью, не чуждой суеверия. Жители Слободы в подавляющем своем большинстве люди православные, глубоко верующие, просили воеводу о построении хотя бы небольшой церкви. Воевода «дал добро», и внутри острога на скалистом отвесном берегу Чусовой слобожане поставили сруб из вековых лиственниц — построили церковь во имя мученика Христова Георгия Победоносца. Георгий-змееборец принадлежит к числу популярных на Руси святых, в облике которых слились языческие и христианские образы. Это патрон воинов, он же родственник Илье-громовержцу.

Не случайно слобожане построили церковь во имя Георгия Победоносца. Они выстояли в суровом уральском краю против недругов, покушавшихся на их поселение. И этот святой помог в неравной борьбе.

Кто был первым пастырем — установить не удается. В 1681 году требы слобожан исполнял поп Сава Федоров, который «жил в доме, пашни и сенных покосов не имел, кормился от мирских людей ругою». В домах же жили дьячок, пономарь и писчей дьячок.

В девяти дворах жили белопоместные казаки и в 20 дворах крестьяне" (Дмитриев, 1898).

В 80-х годах семнадцатого века Чусовская слобода становится административным центром довольно большой территории, на которой располагалось 12 деревень в 75 дворов с 147 жителями. В их распоряжении имелось 13 мельниц и три кузницы.

С продвижением русских в Сибирь Слободская крепость утратила свое значение.

Первая слободская церковь простояла недолго. От малой искры произошел большой пожар, вспыхнули сухие лиственничные бревна, и в короткое время церковь сгорела. В 1690 году слобожане поставили новый сруб...

С первых лет XVIII века жизнь слободских крестьян наполнилась многими событиями. Одно из них — организация пристани. 16 марта 1703 года по царскому указу тобольский воевода, князь М. Я. Черкасский отправил в Чусовскую слободу Семена Резанова и служивого человека Ивана Станикеева, а с ним четыреста тобольских крестьян для строительства грузовых судов.

На расстоянии одной версты от села, напротив устья реки Утки, на правом берегу Чусовой устроили верфь и пристань, где крестьяне построили 40 дощаников, на них погрузили 350 орудий, изготовленных на Каменском казенном заводе. 27 апреля 1703 года первый караван
с уральской продукцией был освящен священником слободской церкви и отправлен по бурной Чусовой.

С того года каждую весну Георгиевская церковь наполнялась слободскими и пришлыми прихожанами. Бурлаки и чиновники, занимающиеся отправкой каравана, молили Господа Бога о счастливом сплаве. С той поры Слобода стала известна под именем Уткинская.

С пуском Уткинского железоделательного завода в 1749 году его население было приписано к Слободскому приходу, поскольку в поселке церкви не имелось.

Зимой 1774 года тихая, размеренная жизнь слобожан неожиданно нарушилась.
Первого февраля окрестную тишину разорвал тревожный звон набата. Звонил церковный колокол, сзывал народ, извещал о нагрянувшей беде: к стенам крепости подступило «великое воинство» под командованием пугачевского «полковника» Ивана Белобородова. Несколько пушечных выстрелов переполошили жителей Слободы. Мятежная толпа штурмом овладела Слободской крепостью, стены которой оказались ветхи и непрочны...

Смутное время прошло. Утишился православный народ. Вновь слобожане жили размеренной тихой жизнью, нарушаемой весенним многолюдством. В 1801 году в Слободе случился большой пожар. Всепожирающее пламя дотянулось до деревянных строений церкви, вспыхнули сухие бревна, и храм сгорел до основания.

Слобожане обратились в Екатеринбургскую епархию с просьбой построить вновь деревянную церковь, но на прошение преосвященный Пермский Иустин положил резолюцию: «Деревянной церкви по именному указу строить не позволяется. А о построении каменной, хотя не высокой и не пространной, должно просить особливо».

Вследствие такой резолюции преосвященного и своей крайней бедности прихожане не могли приступить к постройке каменной церкви и только в мае 1805 года, когда были заготовлены в достаточном количестве нужные материалы, вновь просили того же преосвященного о выдаче грамоты на заложение церкви во имя великомученика Георгия Победоносца, с приделом преподобным Зосиме и Савватию, соловецким чудотворцам.

Заложение храма состоялось в июне 1806 года. Церковь строили в несколько этапов. Сначала на скалистом берегу, отвесно обрывающемся к Чусовой, построили придел. Его возвели в короткое время — 14 сентября 1807 года, освятили. Возведение одноэтажного главного храма шло медленно. Только 8 июня 1831 года совершили освящение его по благословению Пермского и Екатеринбургского Метелия.

Деревянное строительство церквей в Слободе не прошло бесследно. Некоторые черты повторились в новом материале — в каменном зодчестве, которое мы видим сегодня.

Георгиевская церковь — одноэтажное, белокаменное здание с вытянутой большой осью. К двусветному массивному кубу примыкает пятигранная алтарная апсида, покрытая куполом с глухим круглым барабаном, который венчается восьмиконечным крестом.

Композиционно-зрительский эффект вызывает внушительный вид кубической храмовой части, накрытой широким восьмигранным куполом, который раскрывается в восьмериковый световой барабан с высокими прямоугольными окнами с полуциркульным верхом. Барабан венчает главка с крестом. На гранях купола — слуховые окна на четыре стороны света.

В композиции нет излишних форм. Все выполнено в традиционном стиле. Фасад церкви оштукатурен и окрашен устойчивым земляным красителем с теплым оттенком. Белые стены оживлены двумя ярусами окон с плоскими прямоугольными наличниками. Карниз украшен декоративным кирпичом.

На одном фундаменте с храмом отстроена колокольня. Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть на её колоннах элементы декора: прямоугольные выемки. Квадратная в плане звонница покрыта куполообразной крышей, над ней вознесен шпиль с крестом. Золоченые кресты имеют шаровидное основание.

Купол и крыша храма и колокольни окрашены «небом» — в голубой цвет с изображением звёзд. Храм обнесён оградой на каменном фундаменте. Возле церкви с восточной и северной сторон уютно выглядят старинные надгробья. Храм высокий, двусветный. Украшением интерьера являлся двухярусный иконостас. Он был выкрашен белой краской, резьба вызолочена.

Богослужение в главном храме совершалось только летом, — а в остальное время — в приделе, чрезвычайно маловместительном. В праздники не все прихожане могли слышать службу. В восемнадцатом и первой половине девятнадцатого века в состав Слободского прихода входило несколько населенных пунктов, расположенных на достаточно большом расстоянии от Слободы. Приход состоял из деревень: Каменка, Коновалово, Кузино, Крылосово, Трёки, Нижнее (ныне Нижнее Село), Уткинский завод Яковлева (ныне Новоуткинск), Уткинский завод Демидова (ныне Староуткинск), Шайтанского (ныне село Чусовое) и Сылвинского заводов. В состав прихода также входили крепости: Гробовская, Киргишанская, Бисертская, Ачитская. На такой громаднейший приход, по территории равнявшийся целому уезду, был один священник.

Во второй половине девятнадцатого века, после отмены крепостного права, большинство населенных пунктов выделилось в самостоятельные приходы. Георгиевский приход значительно сократился. Он состоял из села Слобода и ближних деревень Каменки и Кузиной.

К Георгиевскому храму была приписана часовня во имя Иоанна Златоуста, построенная в 1870 году в деревне Каменке.

В 1894 году по просьбе прихожан епархиальное начальство разрешило для расширения оба храма соединить аркой и в приделе престол убрать. С реконструкцией церковь стала однопрестольная.

В первой четверти двадцатого века в России произошли великие события: первая мировая война, низложение самодержавия, революция, гражданская война... С приходом к власти Советов сразу же церковь отделили от государства. Но этим декретом наступление на церковь не ограничилось. В стороне от больших дорог стояла Георгиевская церковь, но и сюда дотянулась рука большевиков-безбожников. В 1922 году Советы «почистили» церковную казну, изъяли ценности в количестве 7,2 килограмма серебра. Изъятию подлежали серебряные ризы, лампады, кресты, кадила, церковные сосуды, оклады евангелий...

В конце двадцатых годов партия повела решительное наступление на церковь. По стране пронесся смерч разрушений. По воле местных властей в Первоуральске, Новой Утке, потом Билимбае храмы закрыли, службы прекратили. На всю округу единственно действующей осталась Георгиевская церковь Богомольцы потянулись в Слободу, ища защиты у Георгия Победоносца. Но и этот святой не сумел защитить не только прихожан, но и священников.

В период коллективизации священнослужитель Боголепов подвергся раскулачиванию, как мироед. В 1934 году власти запретили колокольный звон, звонницу лишили колоколов.

Через три года в стране развернулась борьба с «врагами народа». Репрессии не обошли Георгиевскую церковь. В число «врагов» попал священник Боголепов...

Без колокольного звона притихла церковь над Чусовой, но службы не прекращались. Богомольцы шли и ехали из ближних и дальних населенных пунктов, посещали службы, делали посильные пожертвования, чтобы сберечь храм от разрушения и оказать содействие в уплате налога государству. Всякий раз, когда над страной гремела военная гроза, когда требовалось отстоять честь и независимость Отечества, православная церковь не только разделяла с народом тяготы военного времени, но и вдохновляла надежду, успокаивала, сопереживала, лечила души людей. И паства отвечала активной помощью: кто не в состоянии держать оружие в руках, помогал материально. Так было в 1812 году, первую мировую войну.

В годы Великой Отечественной войны по традиции Георгиевская церковь вносила вклады в создание авиаэскадрилий и танковых колонн. Своими вкладами верующие помогали в вооружении Красной Армии, приближали победу. В то время не принято было информировать население о вкладах, вносимых в фонд обороны церковными общинами. Назвать сумму вкладов затруднительно.

И после войны власти не очень-то жаловали Георгиевскую церковь, облагали её различными налогами: за землю, строение, доходы от пожертвований верующих. Одним словом, православную общину обобирали усердно. Об этом свидетельствуют архивные документы. На ремонт храма не оставалось средств. Поэтому многие годы церковь не ремонтировали.

Смутные времена пережили. Выжили. Но ещё более удручает степень нашего духовного одичания. Храм Георгия неоднократно подвергался грабежу. Алчные до наживы люди обкрадывали церковь. Последний раз такое случилось в апреле 1992 года. Неизвестные унесли иконы восемнадцатого-девятнадцатого веков, позолоченные кресты и чаши, другие предметы церковной утвари. Это ли не вандализм!

Более полувека звонница храма Георгия молчала. В советский период истории о колоколах и вспоминать не помышляли. Их не производили. В стране и мастеров не осталось. Секреты литья, если не утеряны, то остались в забытьи.

Времена изменились. В истории страны произошел крутой поворот: изменился общественный строй. К власти пришли люди другой идеологии, взглядов. Они повернулись к церкви. С переходом на реформы в городе Каменск-Уральский умельцы организовали товарищество по отливке церковных колоколов. Фирма «Пятков и К°» стала изготовлять изделия высокого качества, прославилась мастерством и быстро завоевала признание. Потребность в бронзовом товаре была большая. Во многих городах и селах стали восстанавливать храмы.

В 1996 году на звонницу повесили колокола. Округа огласилась звоном меди, извещая православных о добром повороте к нуждам церкви. Георгиевский храм стали посещать активнее. Паства вносила пожертвования на ремонт здания. Их средства помогли начать преображении храма. Долгое время церковь стояла в строительных лесах, ремонтировали снаружи и внутри. Работы проводили своими силами. Местные проповедники стали исполнять роль хозяйственников. Отец Владислав сам золотил купола, руководил рабочими. Отец Владимир белил и красил...

В летописи храма есть особый день. Ежегодно 9 декабря проводится праздничная литургия во славу того, чье имя носит церковь — во славу Георгия Победоносца.

В 2002 году праздник выдался на особицу. К декабрю с божьей помощью завершили ремонт. Храм преобразился. Привлекательность интерьеров церкви придает роспись свода, стен, откосов окон и арок. Роспись — удовольствие дорогое. Но пошли на это, чтобы прихожане получали здесь утешение, чувствовали уют и спокойствие.

Внутреннее убранство радует: врата в алтарь расписаны искусной рукой, иконы — в парадных ризах. Главная икона — Георгий Победоносец — фигура всадника с развевающимся плащом, напоминающим орлиное крыло, подчеркнуто динамична. Темы росписи на стенах и сводах — евангельской истории о земных деяниях, смерти и воскресения. Многофигурные композиции дополнены ярким растительным орнаментом. В создание интерьера вложил труд художник из Миасса Александр.

В храме тепло, уютно и красиво. Тепло излучают иконы и обстановка спокойствия, тишины.

В последнее время в округе построены, восстановлены и действуют другие церкви. Но храм во имя Георгия Победоносца, вобравший в себя дух поколений, притягивает к себе.

В плане создания удобств для верующих, приезжающих из дальних мест, христианская община намерена построить общежитие с кельями на двух человек, со столовой, со всеми удобствами.

Георгиевская церковь — визитная карточка Слободы, старейшего поселения православных русских людей в излучине Чусовой, близ перевала. Изображение храма на фотографиях, литографиях, календарях, страницах книг о родном крае свидетельствуют о большой притягательной силе. Церковь привлекает внимание не только верующих, но и туристов, художников, фотографов. Храм стоит на высоком скалистом берегу, на перекрестке туристских дорог. Он прекрасен на фоне стены зеленого хвойного леса и среди снегов.

Автор: Ю. А. Дунаев, краевед

Источник: http://prvregion. narod. ru