Демидовская пристань
Права на музеефикацию у Усть-Утки неоспоримые. Об этом свидетельствуют зримые остатки былого величия и архивные документы, на основании которых составлена музейными специалистами пояснительная записка. Она проливает свет на прошлое села.
Именно здесь, в одном из самых живописных мест нашего края, при слиянии рек Межевой Утки и Чусовой, в XVIII веке была у горных магнатов Демидовых заводская пристань. «Неразрывно связанная с заводским хозяйством Нижнетагильского горнозаводского округа Демидовых и составлявшая наряду с заводами неотъемлемую его часть, Усть-Уткинская пристань, в отличие от самих заводов, до сих пор почти не привлекала внимания специалистов. Между тем хорошо известно, что заводская пристань была в ХVIII-ХIХ веках столь же важным элементом округа, как доменный или кричный цеха».
Отсюда сплавлялись суда с металлами тагильских заводов по Чусовой и дальше в центральную часть России. «В конце XVIII века, — читаем в том же документе, — Демидовы имели собственные конторы по продаже металлов в Петербурге, Москве, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, а в 1820-е годы к ним прибавились конторы в Таганроге, Одессе, Вильне. И к большей части из них заводская продукция доставлялась по рекам на барках, вышедших из Усть-Уткинской и Висимо-Уткинской пристаней. Назад суда не возвращались -разбирались на дрова, поэтому к следующей весне строились новые караваны. Это делало необходимым содержать целый судостроительный комплекс». В 1820-е годы с обеих пристаней ежегодно отправлялись в путь около 50 судов.
«Один из интереснейших памятников индустриальной культуры горнозаводского Урала ХVIII-ХIХ веков» — так говорят об Усть-Уткинской пристани историки и специалисты музейного дела. Интересна она и с точки зрения литературного краеведения: не однажды сюда приезжал на сплав бытописатель Урала Д. Н. Мамин-Сибиряк и, по преданию, в доме над рекой писал свои рассказы о сплавщиках. Да и биография самого села достойна внимания любителей старины. Усть-Утка старше нашего города, ей за 300 лет перевалило. Еще в XVIII веке сюда совершали набеги воинственные башкиры. Потом село стало пограничным, разделяя земли двух богатейших кланов — баронов Строгановых и промышленников Демидовых.
Это все — к вопросу о правах древней Усть-Утки на новую, музейную жизнь. Но права, как показывает опыт, надо отстаивать, дабы декларацию превратить в реальность.
А реальность такова: полузаброшенное село с утопающими в снежных сугробах заколоченными домами. Иные из этих староурапьских строений с крытыми дворами сегодня представляют несомненный интерес для этнографов, но не для комфортного проживания экскурсантов и туристов. А еще — плохие дороги, отсутствие автобусного маршрута из города — он даже не доходит до Висимо-Уткинска, а это — за 20 с лишним километров от исторического «объекта». Железнодорожного сообщения, разумеется, нет. С доставкой продуктов, в частности хлеба, тоже проблема. Одним словом, глубинка. И сколько же сил, средств, времени понадобится на ее окультуривание! Не говоря уже о музеефицировании — восстановлении и реставрации Демидовской пристани, организации туристско-экскурсионного маршрута в эту природную жемчужину Урала. По нынешним временам проект фантастический.
И тем не менее «лед тронулся, господа присяжные заседатели», как говаривал когда-то известный литературный герой, неутомимый искатель бриллиантов по имени Остап Бендер.
Недавно я снова встретилась с прошлогодним мечтателем Владимиром Петровичем Халтуриным. Теперь он директор нового филиала Нижнетагильского музея-заповедника. И с чем бы, вы думали, он пришел в редакцию? С программой создания в старинном приречном поселке современного литературно-исторического парка «Демидовская пристань».
Программа эта, как и открытие музейного филиала в Усть-Утке, уже разработана и согласована с администрациями Пригородного района и города, рассказывает Владимир Петрович и тут же показывает архитектурный проект будущего парка. Выглядит красиво. Голубые ленточки рек омывают зеленую землю, прорезая ее отводными каналами, затонами. Есть тут и восстановленная дамба, разделявшая когда-то старое устье Межевой Утки и Чусовую, а на берегу старинная часовня с колоколом, контора главного сплавщика, другие исторические достопримечательности.
Планируется создать историко-этнографический комплекс. Прежде всего в него войдет Демидовская пристань с гидротехническими сооружениями, верфями, домом Платинного мастера, пилорамой для распиловки леса под барки. Надо создать и несколько судов того времени — барки, коломенки, на них сплавляли по воде демидовское железо, — продолжает рассказ В. П. Халтурин. — Хочется, чтоб были и сторожевые башни с пушечками — из них стреляли при начале каждого сплава, а на часовне, как встарь, обязательно звонил колокол и голос его слышался на 20 километров вверх и вниз по Чусовой, в селениях Еква, Сулем.
В госархиве сохранились три плана Усть-Уткинской пристани XIX века. Это поможет в научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работах. По имеющимся чертежам можно воссоздать господский дом, где останавливались, приезжая на сплав, .владельцы заводов и их гости, служащие демидовской конторы. Сам этот дом, к сожалению, не сохранился. А вот другой — дом купца Кожевникова — время пощадило. В прошлом веке, если верить преданиям, здесь работал над своими «Бойцами» Мамин-Сибиряк. Теперь дом надо реставрировать, восстановить надворные постройки и оборудовать как литературно-экспозиционный комплекс. Это — первый из будущих музейных объектов, переданный нам на баланс администрацией Пригородного района, которая, к счастью, понимает важность задуманного дела. Тем более, что в историко-этнографический комплекс войдет, вероятно, и музей истории поселка.
Автор: Ада Егорова
Источник: «Тагильский рабочий», 28.02.1997. http://history. ntagil. ru