Как вытащить Чусовую на международный уровень

Переоценить значение реки Чусовой на Урале сложно. Это путь освоения Урала и Сибири, это, в конце-концов, раскрученный бренд.

Идея проекта «Демидовский переход» (название может поменяться) сгенерирована после прочтения уральского бестселлера «Золото бунта». Книга пермского писателя Алексея Иванова произвела на меня и группу единомышленников из Свердловской области большое впечатление. Она рассказывает на примере судьбы молодого сплавщика Осташи Перехода о непростых реалиях горнозаводского мира сплава в сложное послепугачевское время по единственному пути из Азии в Европу — по реке Чусовой.

Дух, кураж большого, смертельно рискового, лихого дела — проводки огромных для реки судов по весеннему полноводью, да еще форсированному синхронным сбросом воды из пристанских прудов, — заводит, завораживает, открывает для нас другую — живую сторону жизни промышленного Урала того времени. Наполняет естественной гордостью за наших предков-уральцев, несущих мимо страшных бойцов на огромной скорости, управляемой только веслами — потесями, свои жизни, барку и 200 тонн металла под палубой.
Основной маршрут от Ревды до Перми караван проходил за 5–6 дней, пополняясь по пути новыми мини-караванами от каждой из 17-ти Чусовских пристаней. В иные года караван состоял из более чем 600 барок.

Особая, наполненная жизнь была и у Пристаней, на которых строились, грузились и отправлялись в опасный путь барки. Это огромное хозяйство — пруд, плотбище, где, собственно, строились барки, лесопильные мельницы, кузнечный и скобяной дворы, гавани, каналы, шлюзы… Руководила всем этим пристанская контора.

Иванов подробно описал жизнь одной из таких пристаней — Каменскую, с которой отправился в свой путь на барке и главный герой его книги — сплавщик — Остафий Переход.

Большой писатель заряжает энергией и новыми (хорошо забытыми старыми) идеями.

Хочу поделиться с вами идеей проекта, рожденного этой книгой. 

Добавить гордости

Предлагается вдохнуть в привычный туристический маршрут по Чусовой новые, скрытые пока от взгляда современного сплавщика, смыслы.

Добавить к восхищению волшебной красотой Евразийской реки гордость за величие, мощь и красоту русского, уральского промышленного ренессанса XVIII века.

Для этого необходимо многое, но можно начать хотя бы с того, чтобы по берегам реки, на месте бывших Пристаней, появились заметные с реки памятники горнозаводской эпохи. Это барки, механизмы шлюза, водобойные колеса, гавани, каналы,…, просто памятники героям Чусовской цивилизации — сплавщикам, бурлакам, плотинных дел мастерам. Этот процесс пошел — в 2006 году в Усть-Утке установлен памятник Единения народов России.

Туристическая основа Пристаней — гостевые комплексы, рыбные хозяйства, «свои» фестивали и другие элементы туристической и культурной инфраструктуры.

Реализация проекта с пока рабочим названием «Чусовской переход-Чусовская пристань» станет тем «звеном цепи, потянув за которое мы вытащим» Чусовую на новый международный уровень туризма, дадим мощный импульс саморазвитию территории бассейна реки Чусовой, развитию современной идеологии туризма.

И запустить Механизм

Нужно восстановить историческую «приписку» к Пристаням современных металлургических предприятий и администраций городов, чья продукция уходила с этих пристаней в 18–19 вв.

Создать необходимые условия, льготы материального, морального и социального характера для застройщиков.

Проводить два раза в сезон главные праздники сплава, стартуя от своих Пристаней командами «приписных» предприятий и городов и организованных групп туристов.

Разработать новый сюжетно-созидательный вариант маршрута по Чусовой по мотивам произведений певцов Чусовой, и в первую очередь, конечно, Алексея Иванова.

Для привлечения к проекту молодежи обеспечить Интернет-поддержку проекта путем создания социально-исторической приключенческой он-лайн игры «Чусовской переход».

Вдуть душу в тело

По материальной части проекта в том, о чем я говорю, нет ничего нового — все уже изобретено — есть идея проекта «Демидовская пристань» в Усть-Утке, упомянутые «железные караваны» парней из Каменска-Уральского, неупомянутые проекты наших соседей- пермяков. Тело проекта — есть. Надо вдуть в него душу, оживить. Это, на мой взгляд, и делает эмоциональная инъекция уральского патриотизма книг А. Иванова. Осталось «немного» — сделать это.

Свою, свердловскую часть пути мы уже начали проходить. Мы подготовили и обсудили идею инициаторов проекта на межведомственной группе Правительства Свердловской области, созванной по инициативе заместителя министра по физической культуре, спорта и туризма Константина Брылякова. И поняли, что это хорошо.

Главной задачей группы на начальный период определили необходимость проведения серьезных исследовательских работ о горнозаводском прошлом Чусовой, генерации крепкого названия проекта международного класса и разработку рабочего варианта концепции. В этой стартовой команде также — министерство природных ресурсов, министерство культуры, государственных архив Свердловской области, представитель администрации Первоуральска.

Кстати, после этого заседания идею строительства новых пристаней полностью поддержал и Глава Первоуральска. На территории Первоуральского района находится семь бывших пристаней, в том числе и первая, казенная — в Уткинской слободе, от которой 8 мая 1703 года (по новому стилю) отправился первый железный караван, и описанная подробно Ивановым — Каменская пристань.

Пришла пора двигаться совместно в направлении современного туристского освоения реки, используя не только природную уникальность Чусовой, но и нашу уральскую историю реки, по которой доставлялся, в том числе, знаменитый металл, кровельное железо с клеймом «Старый соболь», сохраняющее до сих пор от непогоды крыши ряда старых домов Лондона.

В одиночку оседлать Чусовую не удавалось ни Строганову, ни Демидову, ни Казне. О формах освоения нужно думать, но думать только вместе.

Творчеству, бизнесу, власти.

Борис ПЕТРОВ
«Билеты есть»