Вал с грохотом и пеной подхватывал баржи Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Вал с грохотом и пеной подхватывал баржи

...Семь заводов - Верх-Исетский, Верх-Нейвинский, Верхнетагильский, Сычвинский, Нейво-Рудянский, Режевский, Уткинский - и пристань Шайтанская принадлежали на посессионном праве графу Стенбок-Фермор. Они вырабатывали различные сорта железа. Оно отправлялось по рекам на Ярмарку в Нижний Новгород, которая, как известно, проходила в июле...

Барки для помещения железа и всех изделий строились зимой на самом берегу реки, главным образом Чусовой, в двух шагах от воды. Так как я имею в виду только Верх-Исетские заводы графов Стенбок-Фермор, то и буду говорить о них. Вся зимняя - или, вернее, годовая - выработка семи заводов зимой гужом свозилась на Шайтанскую пристань на берегу Чусовой при впадении в нее Шайтанки.Тут на самом берегу, на пригорке, были господский дом, большой, деревянный, контора, склады.

В 1896 (7?) году я был в Шайтанке. Смотрителем пристани был Александр Федорович Бобылев, муж моей двоюродной сестры А.А. Черданцевой. И вот живя у него в гостях, я гулял по селу , по берегу Чусовой и как-то зашел в контору. Там на стене я увидел большую таблицу. Она сообщала дни и месяцы вскрытия Чусовой, дни и месяцы отплытия каравана, причем сообщалось, сколько барок каждый раз. Я списал эту таблицу за все время - кажется, лет за 150, т.е. примерно с 1730 года. Потом я напечатал ее в 34 томе «Записок Ур. Общ. Люб. Естествознания»...

Итак, баржей строилось штук 20-30, смолилось, тщательно заделывались все отверстия, и, наконец, в них сносили все железо и весь чугун. И вот чтобы нагрузить барки, помочь им отплыть от берега и дальше работать на них, требовалось много народа. Если не ошибаюсь, то на каждую баржу надо было человек 20, а, следовательно, на каждый караван требовалось 400-500 человек. Вот управление и посылало отца в Кунгурский уезд, в котором находилась Шайтанская пристань, нанимать этих рабочих.

По-волжски их звали бурлаками, а на Чусовой - лошманами.

Отец приезжал в волость, вызывал волостного старшину и говорил о цели приезда. На другой день созывался волостной сход. Отец читал на сходе условия найма, а если это было в татарских или башкирских волостях, то переводилось на их языки.

Условия как будто были таковы. Лошман должен был прийти в Шайтанку к определенному дню. Должен грузить барку и помочь тронуться с места. Затем (...) стоять посменно у руля, выкачивать воду, причаливать (...)

И вот барка готова (...) нагружена и ждет, когда река, сломав лед, выйдет из берегов. На помощь реке выше были сделаны плотины и пруды, в которых вода копилась целый год. И вот когда лед прошел, река вышла из берегов, но еще не настолько сильно, чтобы поднять барку с железом, из которого-нибудь пруда спускали первый вал воды. Вал с грохотом и пеной подходил к баржам, подхватывал их - обрубали канаты, и барки, всплывая, трогались с места. Этот момент был особенно торжественным. Местный священник обыкновенно служил напутственный молебен, к этому моменту часто приезжал сам управляющий.

Река бурлила и несла тяжелые барки до Перми. Здесь, ввиду глубокой реки и уже настоящего половодья, большая часть рабочих сходила с барок и получала окончательный расчет с «караванным».

«Караванный» во время сплава был большой шишкой и оставался ею вплоть до сдачи всего каравана в Н-Новгороде, где барки ставились на Пегом. Тут был дом заводской, в котором и поселялся доверенный и продавал железо.

Рабочие от Шайтанки до Перми получали по 7 рублей...

Эти поездки отца продолжались до 1895 или 96 года. За все эти годы я помню, что караванным был Софрон Павлович Петелин. Начал он свою карьеру в качестве «рассылки Софронки Петелина», как значилось в ведомости... Когда я его запомнил, это был уже лет тридцати здоровый мужчина. Бритый, только с большими усами, стриженный барином, уже держался прямо и независимо. В 1890-х годах у бывшего Софронки было два дома в Перми, дом в Москве и имение в Уфимской губернии, куда Софрон Павлович и уезжал отдыхать после каравана...

А.А.ЧЕРДАНЦЕВ
http://www.seu.ru/members/bereginya/2004/07/5-6.htm