Гавани на Чусовой Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Гавани на Чусовой

В старые времена не было железных дорог, и всю продукцию с уральских заводов, а также купеческие товары из Сибири отправлялись в европейскую часть России водным путем. Судоходство по Чусовой сегодня трудно себе представить, так как река сейчас мелководна. Во время Великой Отечественной войны на Чусовой была построена плотина и пятикилометровый канал. Часть воды из Чусовского водохранилища с тех пор поступает в речку Решетку, впадающую в Исеть, - это один из источников водоснабжения города Екатеринбурга.

Гавани на Чусовой существовали только на четырех пристанях: Ревдинской, Демидово-Уткинской (сейчас поселок Староуткинск), Шайтанской - Верх-Исетских заводов (сейчас село Чусовое в Шалинском районе) и Межевской - Нижне-Тагильских заводов (деревня Усть-Утка).

Все остальные пристани гаваней не имели и спускали барки на воду прямо в реку, когда по ней сойдет лед. Из них большая часть, а именно: Васильевская (сейчас город Первоуральск), Билимбаевская, Уткинская казенная (село Слобода), Шайтанская (для непоместившихся в гавани барок), Мартьяновская, Илимская, Сулемская, Кашкинская и Ослянская никаких опасностей как для грузящихся судов, так и для проходящих мимо не представляли. Купеческие пристани Крылосовская и Нижнедеревенская, а также заводские Турчаниновская и Кыновская являлись, напротив, весьма неудобными и опасными. Первые две располагались тотчас за поворотами реки у камней Зайчик и Висячий, и так как длина пристаней была мала сравнительно с числом грузящихся барок, то приходилось занимать места и на мысах, как раз против упомянутых камней, и мешать таким образом проходящим мимо баркам, которые, чтобы избежать удара о камень, должны были миновать поворот, проходя возможно ближе к противоположному берегу. По этой причине у камней Зайчика и Висячего, самих по себе совершенно безопасных, бывали случаи повреждения барок, а иногда и настоящих крушений.

По железной дороге Екатеринбург - Кунгур - Пермь от остановки Бойцы, в полукилометре по направлению к станции Коуровка, поезда проходят через выемку в камне Висячий. (Топоним Бойцы и происходит от скал-камней на Чусовой). Место это красивое, и стоит из окна поезда обратить на него внимание.

Гавань Ревдинской пристани находилась в устье реки Ревды. Сейчас на стрелке Чусовой и Ревды сохранился вкопанный в землю чугунный столб с отлитым на нем перевернутым якорем. Таких столбов по реке было установлено более тысячи. Они служили для причаливания барок на ночлег. В советское время чугунные столбы выкопали из земли и переплавили. Сохранился только этот единственный ревдинский столб - в память о судоходстве на Чусовой.

Гавань в Старой Утке располагалась между заводским прудом и Чусовой на речке Утке. Она примыкала к территории завода, а рядом находился плотнично-столярный цех. В гавани на сухом месте в осеннее и зимнее время сооружались и загружались металлом барки. По весне, при большой воде, гавань заполнялась водой из пруда, коломенки всплывали и по специальному каналу выводились в Чусовую.

Сохранились редкие и уникальные снимки фотографа Николая Трефильевича Филатова (1871-1955), на которых запечатлены гавань, барки и сплавщики перед отправкой каравана. Отец Николая, Трефилий Васильевич Филатов (1836-1900), был иконописцем, участвовал в Сибирско-Уральской промышленной выставке в 1887 году в Екатеринбурге. За иконы и церковные реквизиты награжден бронзовой медалью выставки. Во время пребывания в Екатеринбурге Трефилий Васильевич познакомился с Маминым-Сибиряком. Как явствует из записей Т.В.Филатова, Дмитрий Наркисович дважды побывал в Старой Утке. Первый раз - в августе 1887 года, второй - в июле 1889-го.

Шайтанская гавань Верх-Исетских заводов располагалась в квадрате между заводским прудом, Чусовой и двумя водоспусками из пруда. Гавань была мала и поэтому часть барок строилась и грузилась на противоположном берегу.

Межевская пристань в деревне Усть-Утка являлась самой удобной и благоустроенной. Гавань была вырыта параллельно речке Межевой Утке (чусовской приток). Весной открывался затвор на Межевой Утке, и вода поднимала тяжелые коломенки. С помощью шлюза суда правильно и спокойно выводились из гавани при всяком водном уровне в Чусовой.

В очерке "Бойцы" Мамин-Сибиряк описывает деревню Каменку (в действительности д. Усть-Утка) и весенний сплав караванов по Чусовой. Вот как рассказывает Дмитрий Наркисович о Межевской гавани: "За рекой Каменкой (Межевой Уткой.- Авт.), - на низком, отлогом берегу, приткнулась маленькая деревушка, точно она сейчас вылезла из воды своими двумя десятками избушек и теперь сушилась на солнечном пригреве. Гавань устроена, вероятно, из островка или песчаной косы, которая образовалась в самом устье Каменки; нижняя часть этой косы была соединена с крутым берегом, на котором раскинулась пристань широкой плотиной. Берега гавани всплошную обставлены деревянными магазинами для склада металлов, строившимися и совсем готовыми барками; везде валялись бревна, сложенные в желтые квадраты, свежий тес, обломки сгнивших барок, кучи пакли, козла и платформы спущенных в гавань барок".

Владимир ТРУСОВ
«Уральский следопыт», № 7, 2004 г.