Последний караван Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Последний караван

Первый караван из 40 дощаников по Чусовой с Уткинской пристани ушел 27 апреля 1703 года.

В пути случилась авария: один струг разбило, но крестьяне починили его. В полном составе 28 июля караван прибыл в Москву и доставил 350 пушек и мортир разных калибров, 1058 пудов прутков кованого железа, 39 пудов железа, оставшегося от оковки дощаников, уклада 50 пуд., стали 8 пуд. 5 фунт.

Сплав барок по Чусовой с продукцией уральских заводов имел два больших недостатка. Во-первых, суда могли затонуть или разбиться в пути о скалы. Во-вторых, продукция отправлялась в основном весной, а остальное время хранилась на складах, и поэтому оборотные средства заводов были «заморожены», что сказывалось на экономических показателях предприятий.

В  1878 году была построена и введена в эксплуатацию Горнозаводская железная дорога Пермь – Кушва – Нижний Тагил – Екатеринбург. Несмотря на высокие тарифы, недостатки водного пути устранялись.

Директор Горного департамента Грасгоф 19 декабря 1881 года отправил в Министерство государственных имуществ письмо следующего содержания: «Находящаяся в Пермской губернии в Екатеринбургском горном округе, по берегу речки Чусовой, Уткинская казенная пристань, служившая для сплава изделий Екатеринбургских заводов и для постройки с этой целью барок, утратила ныне свое значение, так как с проведением Уральской железной дороги, все изделия означенного округа отправляются по железной дороге. Между тем содержание этой пристани, кроме должности смотрителя, не замещаемой с 1881 года, обходится казне более 1500 рублей в год.

Поэтому Горный департамент, согласно заключению главного начальника Уральских горных заводов, полагал бы:

1. Уткинскую казенную пристань закрыть;

2. Заведывание лесами и землями, приграничными к той пристани поучить наблюдающему ныне там за лесами младшему таксатору Котовичу;

3. Движимое имущество, годное для заводского употребления перевести на заводы, все же остальное ненужное имущество, в том числе суда и судовые принадлежности, обратить в продажу с публичных торгов.

Министр согласился с докладной запиской Горного департамента и приказом от 31 декабря 1881 года Уткинскую казенную пристань закрыл.

Нужно было определить, какое движимое и недвижимое имущество пригодно для использования на казенных заводах, какое выставить на продажу, какое по негодности должно пойти на списание.

Таким образом, расходы по Уткинской пристани продолжались. К сентябрю 1882 года таксатор Шмитц заменил Котовича, который представил финансовый отчет за текущий год.

Екатеринбургским заводам был открыт кредит на сумму (821 рубль), израсходованную на охранение имущества и прочие дела, согласно представленному отчету.

С  пристани в Нижне-Исетский завод увезли дровоколку и дроворезку; купеческому сыну Яринскому продан чугунный ворот, с помощью которого производилось перемещение грузов с берега на барки.

Известно, что в 1883 году начислялась зарплата Шмитцу и сначала трем, а затем двум сторожам (с жалованьем по семи рублей в месяц) — для охраны имущества бывшей Уткинской пристани.

В  дальнейшем по Чусовой сплавлялись караваны с железной продукцией только тех заводов, которые находились на самой реке. После строительства железнодорожной магистрали Пермь – Кунгур – Екатеринбург и эти заводы отказались от водного пути.

Последние десять барок с Уткинского завода (сейчас пос. Староуткинск) отправились в 1918 году. Так закончилась более чем двухвековая история сплава железных караванов по реке Чусовой.

Владимир ТРУСОВ, 
краевед, литератор.
«Уральский следопыт», № 4, 2008 г.